Смэв что это такое - Carmoneynv.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Смэв что это такое

Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697
«О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»

С изменениями и дополнениями от:

8 июня, 28 ноября 2011 г., 6 ноября 2013 г., 19 марта, 9 октября, 19, 24 ноября, 5 декабря 2014 г., 11 августа 2016 г., 11, 14 июля, 2, 25, 26 октября 2017 г., 30 июня, 20 ноября 2018 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 декабря 2018 г. — Постановление Правительства России от 20 ноября 2018 г. N 1391

2. Установить, что Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

является государственным заказчиком и оператором единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

осуществляет координацию деятельности по подключению к единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

3. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 3-месячный срок:

обеспечить введение единой системы межведомственного электронного взаимодействия в эксплуатацию;

утвердить технические требования к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия и обеспечить их публикацию в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

4. Федеральным органам исполнительной власти в соответствии со сроками реализации этапов перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде, установленных Правительством Российской Федерации, обеспечить подключение информационных систем, используемых при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций, к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

обеспечить создание и функционирование региональных систем межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением;

определить операторов региональных информационных систем межведомственного электронного взаимодействия и принять меры по заключению указанными операторами соглашений в соответствии с пунктом 14 Положения, утвержденного настоящим постановлением.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2016 г. N 785 настоящее постановление дополнено пунктом 6

6. Установить, что днем поступления межведомственного запроса в орган или организацию считается день помещения межведомственного запроса в очередь запросов в соответствии с техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

Председатель Правительства
Российской Федерации

8 сентября 2010 г.

Положение
о единой системе межведомственного электронного взаимодействия
(утв. постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697)

С изменениями и дополнениями от:

8 июня, 28 ноября 2011 г., 6 ноября 2013 г., 19 марта, 9 октября, 19, 24 ноября, 5 декабря 2014 г., 11 августа 2016 г., 11, 14 июля, 2, 25, 26 октября 2017 г., 30 июня, 20 ноября 2018 г.

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 13 октября 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 2 октября 2017 г. N 1202

1. Настоящее Положение определяет назначение и правила формирования и функционирования единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее — система взаимодействия), а также основы информационного обмена, осуществляемого с ее применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций (далее — органы и организации) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 27 июля 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 14 июля 2017 г. N 839

2. Система взаимодействия представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам (далее — электронные сервисы), о программных и технических средствах, обеспечивающих единый документированный способ взаимодействия информационных систем органов и организаций посредством технологии очередей электронных сообщений, обеспечивающей взаимодействие программ в асинхронном режиме, не требующей установки между ними прямой связи и гарантирующей получение передаваемых электронных сообщений (далее — единый электронный сервис), и сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. N 977 пункт 3 настоящего Положения изложен в новой редакции

3. Целью создания системы взаимодействия является технологическое обеспечение информационного взаимодействия:

а) при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме;

б) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 11 июля 2018 г. — Постановление Правительства России от 30 июня 2018 г. N 772

4. Система взаимодействия предназначена для решения следующих задач:

обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

обеспечение предоставления в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал);

обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций;

обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме между государственными органами, банками и иными организациями, а также оператором единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации в целях обеспечения идентификации гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий без его личного присутствия в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. N 1240 в пункт 5 внесены изменения

5. Технологическое обеспечение информационного взаимодействия органов и организаций с применением системы взаимодействия достигается путем использования сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность единого электронного сервиса системы взаимодействия и электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам, а также путем использования единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.

При решении задач, установленных пунктом 4 настоящего Положения, используется в том числе сеть передачи данных органов власти, указанная в абзаце третьем подпункта «в» пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».

6. Основными функциями системы взаимодействия являются:

а) обеспечение передачи запросов, иных документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к системе взаимодействия информационные системы органов и организаций, обязанных предоставить испрашиваемые государственные (муниципальные) услуги;

б) обеспечение обмена электронными сообщениями между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия, при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций;

в) обеспечение передачи на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах органов и организаций, а также информации о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и результатах их предоставления;

г) утратил силу с 27 июля 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 14 июля 2017 г. N 839

Информация об изменениях:

д) утратил силу с 27 июля 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 14 июля 2017 г. N 839

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ): определение, понятия, процедуры

Межведомственное взаимодействие возникает при предоставлении госорганами услуг гражданам и при осуществлении госфункций. Электронное взаимодействие между ведомствами — логичный шаг в концепции построения Электронного правительства.

Предпосылки появления СМЭВ

Глава 2, статья 7 ФЗ №210 гласит, что «органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций».

Для исполнения закона, реализовывая принцип «одного окна», ведомства (федеральные и территориальные органы власти и органы местного самоуправления) самостоятельно в процессе предоставления госуслуг обмениваются электронными документами и информацией, требуемыми для оказания услуг.

Обмен обеспечивается посредством СМЭВ — Системы межведомственного электронного взаимодействия. Подход ускоряет предоставление госуслуг и обеспечивает максимальную безопасность и конфиденциальность передаваемых данных.

Что собой представляет Система межведомственного электронного взаимодействия

Фактически СМЭВ является информационной системой, объединяющей:

  • базы данных, в которых среди прочего содержатся сведения об используемых органами и организациями технических средствах;
  • историю предоставления сведений;
  • а также сами технические и программные средства, позволяющие органам и организациям взаимодействовать через СМЭВ.

С точки зрения инфраструктуры СМЭВ представляет собой сеть специальных защищенных каналов, объединяющих узлы — шины на базе Oracle Enterprise Service Bus — в ЦОД-ах «Ростелекома».

На 2015 год созданы один федеральный и 83 региональных узла, подключенных к федеральному. Кроме того, к федеральному узлу Системы межведомственного электронного взаимодействия подключен ряд федеральных ведомств и кредитных организаций.

Читайте также:  Как взять микрозайм в киви кошельке

СМЭВ ориентирована на работу через специальные сервисы (а именно — веб-сервисы). Это означает, что поставщики сведений создают электронные сервисы, которые могут обработать входящие запросы и предоставить в ответ необходимые сведения, а потребители сведений создают собственные адаптеры, отправляющие запросы и получающие ответы.

Регистрация и получение доступа к сервисам Системы межведомственного взаимодействия

Регистрация

Для регистрации сервиса поставщик сведений должен пройти определенную процедуру:

  1. оформить заявку на присоединение к регламенту обеспечения предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде;
  2. оформить заявку на регистрацию информационной системы, посредством которой будет реализован сервис;
  3. запрограммировать электронный сервис, опираясь на требования оператора и следуя методическим рекомендациям по работе со СМЭВ;
  4. обеспечить защищенность канала и доступность сервиса;
  5. предоставить типовое описание формата сервиса, а также руководство пользователя, паспорт сервиса, контрольные примеры и сертификат ЭП органа власти (открытый ключ).

Получение доступа

Чтобы иметь доступ к сервису потребителю сведений потребуется:

  1. выбрать сервис, при помощи которого можно получать необходимые сведения, для этого необходимо ознакомиться с описаниями сервисов;
  2. оформить заявку на присоединение к регламенту;
  3. обеспечить доработку собственной ИС, чтобы она соответствовала требованиям оператора Системы межведомственного взаимодействия, а также методическим рекомендациям по работе со СМЭВ;
  4. оформить заявку на предоставление доступа к сервису и направить ее в департамент государственной политики в области создания и развития Электронного правительства;
  5. получить подтверждение о предоставлении доступа к сервису (в ряде случаев заявителю может быть отказано в доступе).

Более подробно о процедурах можно прочитать на Технологическом портале СМЭВ в разделе часто задаваемых вопросов.

Готовые решения на базе платформы DIRECTUM для работы обеспечения межведомственного электронного взаимодействия

В ходе реализации знаковых проектов в органах государственной власти, в частности в Удмуртской Республики, Тюменской, Кировской, Ярославской, Омской областях и других регионах РФ, компания DIRECTUM совместно с партнерами наработала опыт организации взаимодействия региональных информационных систем со СМЭВ, создания и регистрации сервисов, а также получения доступа к ним.

В частности разработано готовое техническое решение «DIRECTUM: Государственные (муниципальные) услуги и межведомственное взаимодействие». Внедрение данного решения в том числе предполагает обеспечение обмена между органами власти федерального и регионального уровней через Систему межведомственного электронного взаимодействия.

Архитектура решения (в части интеграции со СМЭВ) выглядит следующим образом:

На базе технического решения построено бизнес-решение «DIRECTUM: Комплексная система предоставления государственных (муниципальных) услуг региона». Часть задач, закрываемых решением, напрямую связана с взаимодействием региональной информационной системы на базе DIRECTUM с Системой межведомственного электронного взаимодействия:

  • получение региональными органами исполнительной власти сведений от федеральных органов исполнительной власти через СМЭВ;
  • предоставление региональными органами исполнительной власти сведений федеральным органам исполнительной власти;
  • обмен сведениями между региональными органами исполнительной власти в электронном виде через СМЭВ.

Бизнес-решение включает в себя не только разработку и внедрение системы DIRECTUM, но также глубокий бизнес-консалтинг с гарантией успешного завершения проекта под ключ.

С 2015 года запланирован переход на СМЭВ 3.0 с принципиально другой архитектурой, работающую с новыми форматами. Решения, внедренные у заказчиков, будут адаптироваться, что приведет к доработке готовых решений для новых клиентов-госорганов.

Общее представление о системе межведомственного электронного взаимодействия в Российской Федерации

Сокращения

ЕПГУ — единый портал государственных услуг.

ЕСИА — единая система идентификации и авторизации.

ИС — информационная система.

МР — методические рекомендации.

Минкомсвязь — министерство связи и массовых коммуникаций РФ.

ОВ — орган власти.

ПО — программное обеспечение.

СИР — система исполнения регламента.

СМЭВ — система межведомственного электронного взаимодействия.

ЭЦП — электронная цифровая подпись.

Назначение СМЭВ

В связи с принятием федерального закона 210 ФЗ изменилась концепция оказания государственных услуг в РФ, и, кстати, появилось само понятие государственные услуги. Теперь ОВ, как федеральным, так и региональным, запрещается требовать от гражданина документы (справки, копии и т.п.), кроме отнесенных в документам личного хранения (ст. 7, 210 ФЗ). А если таковые необходимы для оказания государственной услуги, то ОВ должно получить их самостоятельно.

Способ получения сведений в 210 ФЗ не регламентирован, но Минкомсвязь приняло решение организовать специальную электронную сеть передачи данных, необходимых ОВ для оказания государственных услуг. Генеральным подрядчиком был назначен ОАО «Ростелеком». Правовое обоснование и методические рекомендации по реализации данного подхода можно найти здесь.

Задачи СМЭВ

Основной задачей СМЭВ является обеспечение оперативного получения данных, необходимых для оказания государственных услуг, путем электронного взаимодействия поставщиков и потребителей информации. Для решения задачи выполняется:

  • построение защищенной сети, используя которую ОВ и другие субъекты будут проводить обмен данными, необходимыми для оказания государственных услуг. Архитектура сети должна исключать не санкционированный доступ;
  • построение системы электронного обмена сведениями на базе SOAP сообщение (в формате XML), удостоверенных ЭЦП;
  • создание вспомогательной инфраструктуры: служба поддержки, методические рекомендации, правовое обоснование.

Особенности технической реализации

Вся СМЭВ разделена на два контура:

  1. Тестовый. Предназначен для тестирования и отладки ПО. Доступен из интернета и подключится может любой желающий. Все веб-сервисы должны иметь экземпляр в тестовом контуре , специально для упрощения разработки. Сервисы, предоставляющие персональные сведения о гражданах в тестовом контуре, способны ответить по 1-2 человекам, указанных в документации на них (как правило, Иванов Иван Иванович, или ИТ руководитель ведомства, например, Петина для ПФР).
  2. Продуктивный. Предназначен для непосредственной работы ОВ, размещен в защищенной сети, доступ из интернета невозможен. Веб-сервисы работают в полном объеме, предоставляя всю имеющуюся информации, в т.ч. и персональные данные.

На 100% достоверной информацией об устройстве сети обладает только ее архитектор, но, после 2-х летней работы, СМЭВ видится состоящей из нескольких крупных частей, функционирующих совместно:

  1. Среда передачи данных. Это защищенная сеть, исключающая несанкционированный доступ или модификацию передаваемых сообщений. На сегодняшний момент сеть функционирует поверх протокола TCP с применением шифрования трафика. Шифрование осуществляется с использованием программных и аппаратных средств, имеющих сертификат ФСТЭК. Наиболее распространенное решение это криптошлюз VipNet HW-1000 или HW-100. В защищенной сети фукнционируют дополнительные серверы, обеспечивающие ее работоспособность: маршрутизаторы, серверы имен (DNS), средства мониторинга и контроля. Организация, обеспечивающая функционирования этой сети, называется оператором СМЭВ. На текущий момент сеть разделена на два сегмента — федеральный и региональный. Оператором федеральной СМЭВ назначен Ростелеком, в регионах может быть свой оператор, но чаще это также Ростелеком или АТ Консалтинг.
  2. Узлы сети СМЭВ. Узлы базируются в 7 ЦОДах, и поддерживают функционирование своего регионального сегмента сети СМЭВ. Кроме обычных функций, требуемых для обеспечения работы сети передачи данных, узлы выполняют:
    • запрещают пересылку сообщений от незарегистрированных в СМЭВ ИС (за исключением тестового контура);
    • проверку проходящих через них СМЭВ сообщений на предмет соответствия МР;
    • ограничение доступа потребителей данных к сервисам поставщиков в соответствии с матрицей прав доступа (ею управляет поставщик данных);
    • маршрутизация запросов к веб-сервисам на основе анализа их содержимого (код ОКТМО);
    • протоколирование, сбор статистической информации.
  3. ИС поставщиков информации, располагающие веб-сервисами, с помощью которых потребители могут с ними взаимодействовать.
  4. ИС потребителей информации, располагающие адаптерами — специальное ПО, позволяющее направлять запросы к веб-сервисам поставщиков информации, получать и использовать ответ.

Информационные системы потребителей и поставщиков информации.

У потребителей и поставщиков информации должны быть электронные ИС. Требований к их конфигурации, архитектуре, степени автоматизации не предъявляется, за исключением того, что они должны быть способны обмениваться информацией по средствам электронных веб-сервисов, в соответствии с МР. В настоящий момент существуют два вида ИС ( в зависимости от степени автоматизации):

  • Полностью автоматические — они предоставляют сведения, извлекая их из базы данных без участия оператора. Как правило, такие ИС отвечают немедленно (синхронный ответ), пример — ЕПГУ, веб-сервис предоставления СНИСЛ, ИНН.
  • Полуавтоматические. Чаще всего это ИС на базе СИР, в них СМЭВ запрос преобразуется в понятный оператору вид и попадает в специальное ПО, напоминающее электронную почту. Оператор читает полученное сообщение (в удобное для себя время), готовит и отправляет ответ. С помощью специального ПО ответ оператора преобразуется в XML сообщение, в соответствии с форматом веб-сервиса и МР, затем отправляется в СМЭВ.

Единый портал государственных услуг

ЕПГУ — важная ИС, т.к. именно к нему подключаются граждане и через него направляют заявления на оказание государственных услуг/получают результаты их исполнения. Портал расположен по этому адресу и располагает веб-сервисами, позволяющими:

  • получать из других ИС настройки для отображения экранных форм для оказания государственных услуг;
  • передавать в другие ИС заявление, заполненное гражданином;
  • получать и принимать информацию для отображения в личном кабинете заявителя;
  • взаимодействовать с ЕСИА.

Единая система идентификации и аутентификации

Одной из важных частей инфраструктуры СМЭВ является ЕСИА. Система позволяет идентифицировать граждан и должностных лиц ОВ на основе логина и пароля, либо ЭЦП. В настоящий момент ЕСИА работает совместно с ЕПГУ, и с ее помощью гражданин получает доступ в личный кабинет. Ее возможно применять для других порталов, связанных с оказанием госуслуг, для проверки ЭЦП при электронном документообороте ОВ, для аутентификации и определения полномочий должностных лиц ОВ.

Электронная цифровая подпись

Все сообщения в СМЭВ подписываются ЭЦП, поэтому для использования СМЭВ необходимо получить квалифицированную ЭЦП в одном из удостоверяющий центров, входящих в пространство доверия Минкомсвязь. Более подробно проблема ЭЦП рассмотрена в этой статье.

Электронные сервисы

ИС поставщиков информации должны быть оснащены веб-сервисами, которые поставщики обязаны разработать и поддерживать в актуальном состоянии. Потребители информации должны к этим сервисам уметь обращаться. Сейчас сервисы реализуются по SOAP технологии, в целях безопасности каждое сообщение подписывается ЭЦП и вычисляется его хэш (HASH) [1].

Читайте также:  Счет репо что это такое

Передача сообщений в СМЭВ

Сообщение (запрос) формируется в ИС потребителя информации и отправляется в региональный узел СМЭВ (предполагается, что потребитель — региональный ОВ). Далее оно проверяется региональным узлом СМЭВ на соответствие МР и достоверность (с использованием хэш и ЭЦП). В случае успешной проверки сообщение маршрутизируется до адресата, непосредственно (если адресат тоже подключен в данному узлу), либо с помощью других узлов СМЭВ.

Адресат получает запрос и готовит на него ответ. Различают 2 вида взаимодействия — синхронный и асинхронный. Если для подготовки ответа ИС поставщика не требуется много времени, то применяется синхронное взаимодействие — ответ отсылается в течении нескольких секунд. Если требуется значительно время, то используется асинхронный режим. При этом поставщик отсылает в ответ «тикет» — особое служебное сообщение, в котором говорится, что запрос принят, указывается его уникальный номер. Потребитель должен через некоторое время (указанное в технической документации на сервис) снова обратиться к поставщику, сообщив ему номер из «тикета». Если информация готова, то она будет ему отослана, если нет, то придется обратиться позже снова, сообщив тот же номер.

Сообщения СМЭВ представляют собой нешифрованное XML сообщение, содержащее следующие основные части:

  • конверт ( Envelope), в него обернуто все сообщение;
  • заголовок (Header) — содержит ЭЦП, хеш;
  • информация об отправителе и получателе (Message);
  • блок, содержащий запрос/ответ (MessageData) — полезные данные, запрос или ответ на него.
Листинг 1. Пример XML сообщения в сети СМЭВ

Порядок подключения к СМЭВ

Для подключения к тестовому контуру ограничений нет, он доступен из интернета. Вам необходимо:

  1. Выбрать веб-сервис, предоставляющий нужные сведения в тестовом контуре.
  2. Скачать его документацию, на ее основе разработать адаптер для своей ИС.

Для подключения к продуктивному контуру СМЭВ вам необходимо:

  1. Зарегистрировать ИС в СМЭВ.
  2. Выбрать веб-сервис, предоставляющий необходимые сведения в продуктивном контуре Вашего региона.
  3. Разработать и протестировать адаптер.
  4. Получить доступ к веб-сервису у ведомства поставщика сведений (при необходимости).

Общие вопросы подключения к СМЭВ, регистрации ИС, электронных сервисов, получение доступа к закрытой информации подробно описано в [7]. Пример подключения, поиска и анализа документации будет описан в 3-ей статье цикла.

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

Реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Взаимодействие реализуется в рамках:

системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО).

единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Что такое СМЭВ и для чего она нужна?

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) 1 — федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетных фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации.

Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме.

СМЭВ предназначена для решения следующих задач:

обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и единого портала 2 ;

обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Основные функции СМЭВ

Основными функциями СМЭВ являются:

передача запросов, документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к СМЭВ информационные системы;

обмен электронными сообщениями между участниками СМЭВ;

передача на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах, а также информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.

В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает:

доступ к электронным сервисам 3 информационных систем, подключенных к СМЭВ;

возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к СМЭВ;

получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия участников СМЭВ, обеспечение фиксирования времени их передачи, целостности и подлинности, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений;

защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в СМЭВ до момента передачи ее в подключенную к СМЭВ информационную систему;

ведение реестра электронных сервисов информационных систем, подключенных к СМЭВ.

Технологическое обеспечение СМЭВ

Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением СМЭВ достигается путем использования:

сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам;

единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.

Как стать участником СМЭВ?

Особенности использования СМЭВ и подключения к ней информационных систем отдельных органов и организаций определяются соглашениями между Минкомсвязь России, являющимся оператором СМЭВ 4 , и органом и организацией, являющейся участником СМЭВ. Минкомсвязь России осуществляет координацию деятельности по подключению к СМЭВ, обеспечивает её функционирование и ведение реестра электронных сервисов.

Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. приказом Минкомсвязь России от 27.12.2010 № 190).

Чтобы стать участником СМЭВ органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:

Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ.
Для этого нужно обратиться к поставщику или разработчику используемой информационной системы для выполнения им работ по реализации необходимых сервисов и интерфейсов.

Предоставить электронный сервис оператору узла СМЭВ, участником которого должна быть данная организация, для проведения регистрации и внесения в реестр электронных сервисов.
Для этого необходимо официально обратиться к оператору узла СМЭВ и предоставить паспорт электронного сервиса, методику испытаний и руководство пользователя электронного сервиса, а также обеспечить доступность электронного сервиса для проведения его приемки.

Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ.

АИС МФЦ ДЕЛО

АИС МФЦ ДЕЛО — решение для автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Основная цель внедрения АИС МФЦ – повышение качества работы МФЦ. Это достигается путем взаимодействия со СМЭВ, РСМЭВ, УЭК, ИАС МКГУ, ГИС ГМП, Центром Телефонного Обслуживания, а также с федеральной государственной информационной системой «ЕСИА»:

Справочная информация: Перечень наиболее важных документов по организации информационного взаимодействия органов государственной власти в рамках СМЭВ:

Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».

Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27.12.2010 № 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

Постановление Правительства РФ от 08.06.2011 № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».

Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде».

Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1382 «О присоединении информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».

Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде».

Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2014 № 991-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р».

Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 01.07.2014 № 184 «О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 208 «О внесении изменений в положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия».

1. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697).

2. Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

3. Программные и технические средства, обеспечивающие возможность доступа к информационным системам через СМЭВ.

4. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

О СМЭВ — на пальцах

Юрий Назаров: “За последние полгода, когда я разговаривал с нашими партнерами, потребителями, с людьми, которые занимаются оказанием услуг, выясняется, что в сознании народонаселения на тему СМЭВ великая каша”
Илья Массух: “Слава богу, что в СМЭВ нет какого-то одного человека, который бы являлся неким главным конструктором”
Алексей Нащекин: “Вы не поверите, но у нас есть и системный проект, и техническое задание, и технический проект, и главный архитектор, и главный конструктор. А вот идиотов у нас нет”
Читайте также:  Где получить помощь на похороны

Большинству наших соотечественников, следящих за информатизацией государства, четырехбуквенную аббревиатуру СМЭВ расшифровывать уже не нужно. За последнее время о cистеме межведомственного электронного взаимодействия на всех уровнях было сказано очень много, а Минкомсвязи считает ее запуск одним из своих главных достижений в принципе. Однако, как показывает практика, зачастую даже казалось бы профессионалы ИТ-отрасли, что называется, слышали звон, но не знают, откуда он, поэтому и разработчикам программных продуктов, и чиновникам все еще приходится регулярно объяснять на пальцах элементарные вещи и отвечать на простые вопросы.

Сущность СМЭВ

В апреле компания “Электронные офисные системы” (ЭОС) провела традиционную партнерскую конференцию “Весенний документооборот”. Теме СМЭВ на этом мероприятии закономерно было отведено особое место. Открывая конференцию, председатель совета директоров ЭОС Владимир Баласанян отметил, что в настоящее время политическая воля государства проявляется в планомерном движении ко все большему использованию электронных документов, а также в реализации программы “Информационное общество”. По его словам, вплоть до последнего времени СЭД были своеобразными игрушками для государственных структур и корпораций, которые по своему разумению и понятию автоматизировали с их помощью работу с документами, при этом за пределы этих организаций электронные документы не выходили — речь шла лишь об автоматизации внутренней деятельности. Первым реальным и практическим шагом ухода от этой модели и стало создание СМЭВ, чтобы федеральные органы власти наконец-то отказались от бумажной переписки друг с другом.

Задачу объяснить простым языком, что же такое СМЭВ, на себя взял первый заместитель генерального директора компании ЭОС Юрий Назаров, потому что, по его признанию, практика общения с партнерами и потребителями за последние полгода показала, что “в сознании людей на эту тему каша”. Причем практический смысл своего выступления г-н Назаров обосновал глубоким убеждением в том, что СЭД должны являться неотъемлемой частью системы оказания госуслуг, а то, что сейчас это далеко не всегда так — некое недоразумение, которое профессионалам отрасли придется исправлять.

По словам г-на Назарова, разговор о СМЭВ нужно начинать с 210-ФЗ “Об оказании предоставления муниципальных и государственных услуг” от 27 июля 2010 г. Он достаточно обширен; вряд ли его кто-то читал целиком, но в нем важно понимать две принципиальные вещи: он изменил организацию процесса оказания госуслуг и преобразовал технологию этого процесса. Раньше, когда у соискателя услуги появлялась в ней потребность (например, он хотел получить новый загранпаспорт или открыть детский садик), он начинал ходить по множеству разнообразных ведомств и собирал документы (справки), у которых были подписи, печати и они имели определенную форму. После сбора человек приходил в ведомство, где данные подвергались некоему анализу, затем происходило принятие решения об оказании услуги или отказе в ней, и потом это решение сообщалось соискателю.

210-ФЗ запретил государству требовать от соискателя те данные, которые находятся в ведении самого государства — мы получили организационное изменение. Теперь у соискателя возникает потребность в услуге, о которой он заявляет государству, после чего сбор данных (то, чем раньше занимался человек) выполняют чиновники. По мнению г-на Назарова, это принципиальное ограничение очевидно носит антикоррупционную направленность, это удивительно, но факт.

В принципе чиновникам этим можно было бы и ограничиться, но разработчики закона пошли дальше и потребовали, чтобы сбор данных выполнялся строго в электронном виде. При этом соискатель имеет право обращаться к государству не только лично, как раньше, но и через портал госуслуг. Тем самым федеральное законодательство радикально трансформировало отношения между государством и человеком. Сам процесс оказания услуг, его этапы (потребность, сбор, анализ, принятие решения, ответ) не изменились. Изменился способ достижения целей.

Что же касается преобразования технологии процесса, то здесь г-н Назаров приводит следующие объяснения. Раньше человек собирал данные в виде справок. После того как органы госвласти обязали получать их в электронном виде, сразу возник ряд вопросов. С точки зрения существовавшей юридической практики новая система была нелегитимна, так как не оперировала привычными материальными носителями. Имея на руках вещественное решение какого-либо органа, человек всегда легко мог его опротестовать. Теперь в его распоряжении оказывались только некие загадочные файлы. Осознание данной проблемы, по словам г-на Назарова, и привело к образованию двух конструкций: портала госуслуг и собственно СМЭВ.

С точки зрения технологии процесса человек теперь оформляет заявку на портале, портал вычисляет ответственные ведомства и через СМЭВ передает в них данные. Затем ведомства опять же через СМЭВ направляют запросы в другие ведомства, собирая необходимые данные, после чего принимается решение и соискатель получает ответ либо непосредственно на портале, либо, если решение носит материальный характер (лицензия, загранпаспорт), он отправляется в ведомство за результатом. Портал в данном случае совмещает в себе удобство пользования и юридическую легитимность.

Кроме того, когда соискатель подает заявку, его нужно идентифицировать, потому что его заявление является юридическим актом, и у портала для этого есть соответствующие технические средства.

Что касается СМЭВ, то, по уверению г-на Назарова, если читать разнообразную документацию по данному вопросу, то придется окунуться в огромный поток информации, в то время как фактически задач у системы всего две: юридическое обеспечение транзакций в процессе оказания госуслуг и сохранность персональных и коммерческих данных.

Выглядело это следующим образом. По сети должны были начать циркулировать существенные массивы данных. Очевидно, что все ведомства самостоятельно защитить их не могли. Эту задачу взяла на себя СМЭВ. В ней данные передаются как документ, подписанный электронной подписью ответственного лица ведомства, а также подписью самого ведомства (полный аналог бумажного документа — подпись чиновника плюс печать). При этом немаловажно, что в СМЭВ в процессе обмена данных ведется полный протокол, который содержит информацию обо всех транзакциях.

Технически взаимодействие поставщиков данных со СМЭВ организовано в виде веб-сервисов. На сегодня существует два варианта: синхронный веб-сервис, когда ответ следует за запросом моментально, и асинхронный, когда первичный ответ сопровождается возвратом некой квитанции, а за окончательным ответом нужно обращаться позже, предъявляя эту квитанцию.

Ну что ж, все действительно просто.

Кто за что отвечает

По всей видимости, чиновники, занимающиеся информатизацией, вышеописанную сущность СМЭВ представляют себе достаточно хорошо. Однако и у них периодически возникают закономерные вопросы.

Во второй декаде мая в Москве в Экспоцентре проходил III международный форум “Электронное правительство в России 2012”, где на пленарной части федеральные чиновники достаточно долго распространялись о своих успехах, одним из которых был назван запуск СМЭВ. В зале в этот момент находились преимущественно люди из регионов, и в какой-то момент один из гостей поинтересовался, а кто же конкретно в конечном итоге за СМЭВ отвечает. Дескать, когда раньше создавались самолеты, все точно знали фамилии Илюшин, Антонов и т. д. В рассматриваемом же проекте ответственные лица неизвестны, спрашивать не с кого, а спросить, по мнению выступающего, можно было бы многое. Потому что, в его понимании, с инженерной точки зрения проект не лезет ни в какие рамки — такое ощущение, что люди вообще не знают, что такое промышленная автоматизация, трехзвенная архитектура и т. д.

Отвечая на эту реплику, председательствовавший на форуме заместитель министра связи и массовых коммуникаций Илья Массух не смог скрыть своеобразную обиду. По его замечанию, упомянутые самолеты у нас, к сожалению, до сих пор падают, хотя отлично разработаны, с полным соблюдением документации. А вот российское электронное правительство сейчас развивается и принимается на международном уровне как стандарт.

Переходя к существу вопроса, г-н Массух объяснил, что с точки зрения архитектуры и взаимодействия ведомств за техническую составляющую создания портала госуслуг и СМЭВ, за подключение к ней ведомств, за единую технологическую политику (чтобы на стыках не возникало утечки данных) отвечает Минкомсвязи. Ведомства в свою очередь занимаются предоставлением услуг и создают свои собственные информационные системы. И здесь лично г-н Массух выступает как сторонник предоставления ведомствам независимости — никакое министерство не должно лезть в существующие бизнес-процессы; внутри ведомства по закону есть руководитель, который за эти процессы и несет ответственность.

С точки зрения методологии за потоки данных (какие данные, какому ведомству предоставлять, как это организовывать и пр.) отвечает Минэкономразвития. И на правительственном уровне (а есть еще множество межведомственных вопросов) есть две структуры: комиссия по внедрению ИТ и подкомиссия этой комиссии. Первая рассматривает концептуальные вопросы, вторая — технические.

Как выразился в заключение г-н Массух, слава богу, что в СМЭВ нет какого-то одного человека, который бы являлся неким главным конструктором.

Присутствовавший в президиуме форума вице-президент по инновационному развитию компании “Ростелеком” Алексей Нащекин также посчитал нужным прокомментировать реплику из зала. Отметив, что за такое понятие, как “инфраструктура электронного правительства” (часть которой имеет прямое отношение к СМЭВ), ответственность несет его организация, г-н Нащекин указал на то, что в нем существует и системный проект, и техническое задание, и технический проект, и главный архитектор, и главный конструктор. Также у “Ростелекома” есть и базы данных, и серверы приложений, и тонкие клиенты, и облака, и очень толковые разработчики, которые иногда просто творят чудеса. А вот идиотов, которые не знают трехзвенную архитектуру, по словам г-на Нащекина, в его команде нет.

Как говорится, простые вопросы — доходчивые ответы.

Ссылка на основную публикацию