Кто контролирует мфо - Carmoneynv.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Кто контролирует мфо

Статья 14. Регулирование и надзор за деятельностью микрофинансовых организаций

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в наименование статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Статья 14. Регулирование и надзор за деятельностью микрофинансовых организаций

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в часть 1 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

1. Органы государственной власти, Банк России и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность микрофинансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 292-ФЗ часть 2 статьи 14 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

2. Банк России осуществляет регулирование деятельности микрофинансовых организаций, а также надзор за соблюдением микрофинансовыми организациями требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 7.2 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в часть 3 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

3. Банк России осуществляет следующие функции:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 292-ФЗ в пункт 1 части 3 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) ведет государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 375-ФЗ в пункт 2 части 3 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2) получает от микрофинансовых организаций необходимую информацию об их деятельности, а также бухгалтерскую (финансовую) отчетность, осуществляет надзор за выполнением микрофинансовыми организациями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в часть 4 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

4. В отношении микрофинансовой организации Банк России:

1) запрашивает и получает информацию о финансово-хозяйственной деятельности микрофинансовых организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, у иных органов государственного контроля и надзора;

2) запрашивает и получает информацию о микрофинансовой организации из единого государственного реестра юридических лиц;

3) обеспечивает соответствие сведений о микрофинансовой организации в государственном реестре микрофинансовых организаций сведениям об указанной организации в едином государственном реестре юридических лиц, в том числе сведениям о ликвидации организации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 407-ФЗ в пункт 4 части 4 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4) проводит проверку соответствия деятельности микрофинансовых организаций требованиям настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России в порядке, установленном Банком России;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 407-ФЗ пункт 5 части 4 статьи 14 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5) устанавливает порядок формирования резервов на возможные потери по займам;

Информация об изменениях:

Пункт 5.1 изменен с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 271-ФЗ

5.1) для микрокредитной компании, привлекающей денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся учредителями (участниками, акционерами), и (или) юридических лиц в виде займов, может устанавливать следующие экономические нормативы (их значения, а также методики их расчета):

а) нормативы достаточности собственных средств;

Информация об изменениях:

Пункт 5.2 изменен с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 271-ФЗ

5.2) для микрофинансовой компании, привлекающей денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и (или) юридических лиц в виде займов, и микрофинансовой компании, осуществляющей выпуск и размещение облигаций, может устанавливать следующие экономические нормативы (их значения, а также методики их расчета):

а) нормативы достаточности собственных средств;

в) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

г) максимальный размер риска на связанное с микрофинансовой компанией лицо (группу связанных с микрофинансовой компанией лиц);

д) виды и размеры иных финансовых рисков;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 407-ФЗ часть 4 статьи 14 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.3, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5.3) для микрофинансовой организации предпринимательского финансирования может установить отличные от других микрофинансовых организаций значения экономических нормативов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 407-ФЗ часть 4 статьи 14 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.4, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5.4) осуществляет контроль за соблюдением микрофинансовыми организациями экономических нормативов;

Информация об изменениях:

Пункт 5.5 изменен с 1 июля 2020 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 271-ФЗ

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 407-ФЗ часть 4 статьи 14 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.5, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5.5) устанавливает методику определения собственных средств (капитала) микрофинансовой компании;

Информация об изменениях:

Часть 4 дополнена пунктом 5.6 с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 271-ФЗ

5.6) имеет право устанавливать в экономических нормативах микрофинансовых организаций дополнительные коэффициенты риска по отдельным видам активов из числа включаемых в расчет экономических нормативов микрофинансовых организаций, а также методику расчета таких коэффициентов;

6) требует от органов управления микрофинансовой организации устранения выявленных нарушений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 407-ФЗ в пункт 7 части 4 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

7) дает микрофинансовой организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 407-ФЗ пункт 7.1 части 4 статьи 14 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

7.1) имеет право устанавливать своим предписанием запрет микрофинансовой компании на привлечение денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона в случае возникновения хотя бы одного из следующих оснований:

а) нарушение микрофинансовой компанией экономических нормативов, предусмотренных пунктом 5.2 настоящей части;

б) нарушение микрофинансовой компанией ограничений, установленных пунктами 1 и 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона;

в) наличие просроченных обязательств по привлеченным микрофинансовой компанией в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона денежным средствам физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ часть 4 статьи 14 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7.3, вступающим в силу с 9 февраля 2016 г.

7.3) направляет микрофинансовой организации предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 375-ФЗ пункт 8 части 4 статьи 14 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

8) исключает сведения о микрофинансовой организации из государственного реестра микрофинансовых организаций в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

Читайте также:  Кто оплачивает наложенный платеж отправитель или получатель

Информация об изменениях:

Часть 4 дополнена пунктом 8.1 с 1 июля 2020 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 271-ФЗ

9) осуществляет иные права в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в часть 5 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

5. Микрофинансовая организация вправе обжаловать действия (бездействие) Банка России в арбитражный суд по месту нахождения микрофинансовой организации.

>
Отчетность и иная информация микрофинансовых организаций
Содержание
Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (с.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Кто контролирует деятельность МФО

Оформи займ прямо сейчас и деньги будут у тебя уже в 15:30

Однажды в известном польском общественно-политическом журнале «Пшекруй» был напечатан шутливый рекламный слоган банкиров. Звучал он так: «Кредитуем всех старше 100 лет, у кого есть родители». Так в юмористической форме журналисты подчеркивали сложность оформления кредитов в банках. Их и сейчас получить непросто. В этом плане МФО значительно удобней, но и такие организации нельзя оставлять без контроля.

Как регулируют деятельность МФО

Деятельность МФО регулируется несколькими Федеральными законами. Среди них:

  • № 151-ФЗ от 02.07.2010 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». В этом законе изложены основные требования к МФО. Если компании им соответствуют, они получают свидетельство (лицензию) и их вносят в Государственный реестр.
  • № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этот документ требует от МФО предоставлять заемщикам полную и достоверную информацию об условиях предоставления займов.
  • № 218-ФЗ от 30.12.2004 «О кредитных историях». В этом законе заложено требование к МФО об обязательной передаче информации о заемщиках в бюро кредитных историй.
  • № 353-ФЗ от 21.12.2013 «О потребительском кредите (займе)». В нем перечислены права и обязанности МФО и заемщиков.
  • № 230-ФЗ от 03.07.2016 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Этот документ делит микрофинансовые организации на два вида – микрокредитные (МКК) и микрофинансовые (МФК) компании – и ограничивает размер процентов, начисляемых на просроченные займы.

МФК и МКК относятся к микрофинансовым организациям, но имеют разные возможности

Чем отличаются МКК и МФК

Статус микрофинансовых компаний выше, чем микрокредитных. При этом и контролируют их строже. Например, такие компании ежегодно должны проводить независимый финансовый аудит своей деятельности и предоставлять отчет Центральному банку. Кроме того, ЦБ выполняет инспекторские проверки деятельности МФК. Подробней о сходствах и различиях МФК и МКК можно прочитать в этой статье.

Зачем МФО разделили на МКК и МФК

В России функционируют как крупные микрофинансовые организации, в которые обращаются сотни клиентов ежедневно из разных городов, так и мелкие компании, работающие исключительно в пределах поселков или небольших городков. Регулировать одинаково их деятельность просто нелогично. Такие организации находятся в разных весовых категориях, а суммы денег, которыми они оперируют, несравнимы.

К микрокредитным и микрофинансовым компаниям предъявляют разные требования. Надзор и регулирование их деятельности тоже выполняют по-разному. После разделения на два вида крупные компании получили возможность развиваться, но только при соблюдении определенных правил, а с мелких сняли лишнюю регуляторную нагрузку и упростили им работу, но одновременно ограничили ряд возможностей.

Конечная же цель всего этого процесса – очистить рынок от недобросовестных организаций, создав четкую систему правил и требований.

Одна из основных задач Центрального банка – борьба с нелегальными МФО

Кто регулирует деятельность МФО

Деятельность МФО регулируют два органа: Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ. Министерство финансов отвечает за разработку и внедрение правовых и нормативных актов, которые касаются деятельности микрофинансовых организаций. Центральный банк контролирует их выполнение, а также выдает и отзывает лицензии на право заниматься микрофинансовой деятельностью.

Почему МФО контролирует Центральный банк

Мы можем назвать несколько причин:

  • Важнейшей из них является ограничение процентов, которые МФО могут начислять на просроченные займы. Ранее они могли доходить просто до астрономических сумм. В результате микрофинансовые организации получали колоссальные прибыли, а их клиенты попадали в безнадежную долговую яму. Сейчас ситуация изменилась. С 1 января 2017 года МФО могут начислять проценты только до тех пор, пока их сумма не достигнет трехкратной суммы займа. Превысить этот порог они не могут. Аналогичная ситуация со штрафами и пенями. Так, единовременный штраф не может превышать 20 % от оставшейся суммы долга, а пени – 0,1 % годовых от суммы долга.
  • Еще одна важная причина – правильная идентификация заемщиков. Это касается займов, выдаваемых через интернет. Ошибки МФО в идентификации позволяли мошенникам получать займы, используя чужие персональные данные. Сейчас идентификацию заемщиков компании могут выполнять через партнерские банки. Это хорошая защита от мошенников, но такая возможность есть только у МФК. МКК должны проводить проверку заемщиков самостоятельно.
  • Центральный банк контролирует устойчивость микрофинансовых организаций, их соответствие существующим требованиям и прозрачность работы. Для оценки используют семь критериев. Если МФО им не соответствует, ее лишают лицензии и исключают из Государственного реестра.

Заключение

Итак, контролирующим органом для МФО является Центральный банк, а главные цели, которые он преследует, – соблюдение микрофинансовыми организациями правил ведения подобной деятельности и устранение с рынка нелегально работающих компаний.

Для заемщиков такой контроль однозначно выгоден. Во-первых, уменьшается финансовый аппетит МФО и они не могут начислять проценты до бесконечности. Во-вторых, снижается риск связаться с мошенниками. В-третьих, работа МФО становится понятней и прозрачней, а заемщик теперь точно знает, что должно быть отражено в договоре займа. В результате сотрудничество с МФО становится проще и выгодней.

Кто регулирует деятельность микрофинансовых организаций в России?

У всех могут случиться финансовые трудности – от этого, к сожалению, никто не застрахован. Родные и друзья не всегда могут помочь нам, или мы стесняемся обращаться к ним по денежным вопросам, поэтому ищем другое решение проблемы. Многие слышали про краткосрочные займы в микрофинансовых организациях, но не были до конца уверены, насколько надежны такие компании и не станет ли заем очередной «разводкой на деньги». Мы расскажем о том, кто и как регулирует работу МФО в России и почему их не стоит бояться.

Что такое микрофинансовая организация?

Для начала стоит разобраться что такое МФО? Микрофинансовая организация (МФО) – это компания, которая осуществляет микрофинансовую деятельность и внесена в государственный реестр МФО. По сути, микрофинансовые организации немного похожи на банки, но при этом регулируются другими нормами и законами. Если банк занимается разнообразной финансово-кредитной деятельностью (например, ведением счетов физических и юридических лиц, осуществление банковских операций, выдачей кредитов), то МФО более ограничены в своих действиях. Микрофинансовые организации могут только выдавать займы своим клиентам и принимать вклады в МФО в размере от 1 500 000 рублей.

Ключевым в понятии микрофинансовой организации является приставка «микро», которая ясно дает понять – такие компании выдают займы на небольшие суммы и на непродолжительный срок. Редкие МФО позволяют своим клиентам взять в долг сумму выше 60 000 рублей, как правило, это верхний порог денежного диапазона МФО. Клиенты могут оформить заявку даже на получение небольших займов – от 500-1000 рублей. При этом срок действия договора обычно составляет от нескольких дней до максимум полугода. Именно поэтому краткосрочные микрозаймы в МФО называют займами «до зарплаты».

Микрофинансовые организации отлично подходят тем, кому деньги нужны срочно и кто не готов стоять в очередях, собирать множество документов или искать поручителей. МФО отличается от банка тем, что могжет индивидуально и очень оперативно оценивать потенциального клиента по нескольким параметрам. Для МФО важно, чтобы их пользователи были платежеспособными гражданами РФ без каких-либо проблем законом. Иногда займы выдаются даже людям с не самой хорошей кредитной историей, поскольку это – всего лишь один из нескольких десятков пунктов оценивания клиента.

Кто контролирует работу МФО в России?

Такое явление как МФО появилось в России сравнительно недавно – всего 15-16 лет назад. В феврале 2010 года был принят Федеральный закон №151 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», в котором впервые было зафиксировано понятие микрофинансовой организации, обозначено поле деятельности МФО, возможности и обязанности. С 29 марта 2017 года все микрофинансовые организации поделились на МФК и МКК. Первые имеют широкий спектр услуг от выдачи займов онлайн до вкладов в МФО, вторые могут только выдавать займы в стационарных пунктах.

Читайте также:  Как пополнить счет на мтс с карточки

Самое главное – микрофинансовая организация не может легально осуществлять свою деятельность на территории РФ, если она не внесена в государственный реестр МФО и не имеет соответствующего свидетельства с уникальным пятнадцати значным номером. Поэтому перед тем, как обратиться за финансовой помощью в ту или иную микрофинансовую организацию, проверьте, числится ли она в гос реестре МФО – он доступен на сайте Центробанка.

Внесением микрофинансовых организаций в государственный реестр МФО занимается Центральный Банк России. Он же контролирует деятельность всех зарегистрированных на территории Российской Федерации МФО: регулярно собирает от них данные о их деятельности, различные отчетности, следит, чтобы каждая компания соблюдала установленные законом правила и нормативы.

Кроме этого от недавних пор, каждая микрофинансовая компания должна состоять в одной из саморегулируемых организаций, таких как: СРО «Микрофинансирование и развитие» (МиР), СРО «Единство» или СРО «Микрофинансовый Альянс».

В каких законах говорится о деятельности МФО?

Помимо основного Федерального закона №151 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», о котором говорилось ранее, работу микрофинансовых организаций в России регулируют все положения Гражданского кодекса РФ о займах (глава 42, параграф 1: statya 807-818).

Также с начала июля 2014 года на все операции по займам в МФО распространяется сила Федерального закона №353 «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 года. В этом законе говорится о правах и обязанностях МФО, а также заемщиков и коллекторов, которые взыскивают долги.

Кроме того, микрофинансовые организации как полноценные участники российского финансового рынка должны предоставлять в Бюро кредитных историй информацию о своих заемщиках – об этом говорится в Федеральном законе от 30 декабря 2004г. №218-ФЗ «О кредитных историях». Такой обмен информацией очень важен и часто даже помогает клиентам поправить свою кредитную историю: вовремя погашенный займ отображается на общей картине кредитной истории.

Если вы подозреваете МФО в мошенничестве, проверьте, соблюдены ли этой компанией нормативы, изложенные в Статье 15 пункте 2 Федерального закона №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. Согласно этому закону, все микрофинансовые организации обязаны предоставлять своим клиентам полную и достоверную информацию о порядке и об условиях выдачи микрозайма и о том, какие права и обязанности получает заемщик, когда подписывает договор микрозайма. Под этим подразумевается, что МФО подробно рассказывает, на каких условиях выдается займ, как выглядит график платежей и какие последствия могут быть при нарушении договора любой из сторон. Помимо этого, на сайте МФО должны быть в открытом доступе правила предоставления микрозаймов.

Какую ответственность несет МФО?

Поскольку деятельность микрофинансовых организаций регулирует сразу несколько законодательных актов, МФО не могут нарушать закон без последствий и умышленно причинять вред своих клиентам, хоть и существует множество мифов о МФО на эту тему.

Как говорилось ранее, контроль за деятельностью микрофинансовых организаций осуществляет Банк России, и именно туда необходимо обращаться, если у вас возникли какие-либо проблемы и вы хотите подать жалобу на МФО. Кроме того, выдача займа расценивается как оказание услуги и, соответственно, попадает под поле деятельности Роспотребнадзора. Граждане могут пожаловаться в органы Роспотребнадзора если во время действия договора вам вдруг подняли процентную ставку или сократили срок действия договора займа. Но такое случается крайне редко, так как каждая МФО стремится выстроить с клиентом долгосрочные и доверительные отношения. Также если возникли спорные ситуации между вами и микрофинансовой организацией можно обратиться к финансовому омбудсмену, который анализирует ситуацию и дает необходимые рекомендации в соответствии с российским законодательством. Его услуги бесплатные, а спор рассматривается во внесудебном порядке, что дает возможность легко и быстро решить конфликт.

Старайтесь избегать просрочек по займам или попыток вовсе не выплачивать задолженность перед МФО. Отличие займа от кредита в том, что договоры займов предусматривают очень строгую систему штрафов, вплоть до 730% годовых. Но даже в этом случае микрофинансовая организация не имеет права пытаться взыскать с вас деньги каким-либо нелегальным способом. Что имеется ввиду под «нелегальными способами»? Угрозы, оскорбления, ночные звонки, непрошеные визиты домой, попытки шантажировать родных и близких заемщика. Коллекторы и представители микрофинансовых организаций не имеют права без вашего согласия войти в квартиру и забирать какое-либо имущество в счет погашения долга. Важно также помнить, что срок исковых требований по долгам составляет 3 года.

Если вдруг вы оказались в такой неприятной ситуации, и к вам применяются некорректные методы взыскания задолженности, стоит обратиться в Национальную ассоциацию участников микрофинансового рынка (НАУМИР) и в Банк России.

какие преимущества займов в микрофинансовых организациях?

С каждым годом в России становится все больше пользователей сервисов по микрозаймам. МФО – это действительно удобно: получить займ можно даже не вставая с дивана, с помощью мобильных технологий. Достаточно подать заявку на сайте МФО через смартфон, а деньги после одобрения анкеты поступят практически моментально.

Кроме того, микрозаймы рассчитаны на тех, у кого нет времени обращаться в банк и ждать несколько недель решения по своему кредитному заявлению. МФО выдает займы на паспорт гражданина РФ и не требует от своих клиентов предоставлять справки о доходах, огромное количество документов или залог, что является одним из главных преимуществ займов. Все это возможно благодаря скорингц и другим инновационным решениям из сферы финтеха в МФО. Краткосрочные займы в микрофинансовых организациях – это идеальный вариант для тех, кому надо где-то перехватить денег «до зарплаты» без лишней бумажной волокиты, головной боли и многочасового ожидания.

Нужны деньги? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы первыми получать новости о наиболее выгодных предложениях займов и акциях заимодателей.

Надзор за МФО разделили надвое

Банк России объявил о создании двух новых департаментов. Один из них займется надзором и регулированием рынка МФО, другой — борьбой с нелегальными кредиторами. Участники рынка надеются, что разделение функций поможет усилить борьбу с нелегальными компаниями. Сейчас на фоне масштабов рынка нелегальных МФО количество закрытых компаний минимально.

Информация о создании новых департаментов в ЦБ была опубликована на сайте регулятора. По этой информации, в Банке России начинают работать новые структурные подразделения — департамент противодействия недобросовестным практикам и департамент микрофинансового рынка.

Департамент микрофинансового рынка займется контролем и надзором за рынком микрофинансирования, а также его регулированием. Департамент будет надзирать за работой микрофинансовых компаний (МФК), кредитных и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, за КПК второго уровня (их пайщиками являются только КПК). Кроме того, департамент усилит контроль за саморегулируемыми организациями (СРО) рынка микрофинансирования. Среди его основных задач — оценка финансового состояния поднадзорных компаний, анализ рисков, агрегирование данных о собственниках, аффилированных лицах, корпоративной структуре организаций и др.

Департамент противодействия недобросовестным практикам займется компаниями, которые предоставляют лицензируемые финансовые услуги без разрешения регулятора.

Департамент будет выявлять и пресекать деятельность нелегальных кредиторов, лжестраховщиков и профучастников, в том числе предоставляющих услуги из-за рубежа, и прочих участников теневого финансового рынка. Также департамент будет выявлять сайты нелегальных финансовых компаний и сопровождать передачу материалов о владельцах таких компаний в правоохранительные органы.

В Банке России порталу Bankir.Ru пояснили, что ранее информацию о нелегальных МФО аккумулировало главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности. Однако управление, как и другие структурные подразделения регулятора, выявлением и пресечением деятельности «нелегалов» занималось факультативно, отметили в ЦБ. Теперь, после передачи этих функций департаменту противодействия недобросовестным практикам, такая работа будет проводиться на более системном уровне.

Борьба с нелегальными МФО действительно дается регулирующим органам непросто. Так, в 2016 году подразделения главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России выявили порядка 1400 компаний, которые, предположительно, осуществляли нелегальную деятельность по предоставлению микрозаймов. Банк России направил в органы прокуратуры информацию о 965 подобных организациях, однако количество возбужденных дел составило чуть более 5%. Впрочем, как поясняют в ЦБ, «сейчас мы совместно с Генеральной прокуратурой ведем работу, чтобы изменить эту ситуацию».

О сложностях в борьбе с нелегальными компаниями говорят и сами МФО. Так, в феврале 2016 года ЦБ сообщал о том, что с помощью специальной технологии «Яндекса» выявил 2169 подозрительных сайтов. «Однако по факту были закрыты всего восемь сайтов нелегальных МФО в 2017 году — как таковой борьбы не было»,— указывает директор правового департамента ГК «Русмикрофинанс» Анастасия Локтионова. «Статистика, согласно которой в 2016 году было выявлено в четыре раза больше нелегальных МФО, чем в 2015-м, говорит сама за себя: эффективность борьбы, несомненно, растет. Но, с другой стороны, увеличивается и количество нелегальных МФО»,— указывает гендиректор сервиса онлайн-займов «Робот Займер» Сергей Седов.

Читайте также:  Уникальный идентификатор платежа что это

В такой ситуации разделение функций — надзора за МФО и борьбы с нелегальными кредиторами — выглядит логично, указывают участники рынка. «Надзором за МФО, которых нет в реестре, должно заниматься отдельное подразделение. Эти направления работы разные и очень обширные. Если раньше акцент в большей степени делался на легальные МФО, то сейчас надзор будет вестись равномерно»,— считает гендиректор ГК «Быстроденьги» Юрий Провкин.

Кроме того, «ввиду недавнего разделения на МФК и МКК такой контроль кажется закономерным, так как многие МФО продолжают выдавать займы и принимать инвестиции от населения, хотя не имеют на это права», считает Анастасия Локтионова. «Сейчас нужно контролировать несколько сотен МФО, которые не определились со своим статусом к 29 марта 2017 года, не внесли изменения в свои названия, и были автоматически удалены из реестра. Это трудоемкий процесс, и логично, что им также займется отдельный департамент»,— указывает Сергей Седов.

МФО — что это такое, расшифровка, принцип работы

Недостаток текущих доходов и сбережений явление не редкое, но трудноразрешимое, особенно если расходы и финансовые проблемы появляются внезапно. Сталкиваясь со срочной нуждой в деньгах, большинство наших сограждан прибегает к одному из двух популярных способов личного финансового спасения:

  • просит взаймы у близких;
  • обращается в банк за кредитом.

Сегодня банковский кредит и займ у частных лиц получили еще одну альтернативу. А именно – МФО (микрофинансовые организации).

МФО — коммерческие предприятия, выдающие небольшие займы под большие проценты.

МФО широко распространились в России за последние полтора десятилетия. Ясного понимания, что такое МФО, у многих пока не сложилось, да и сами эти фирмы, при чрезвычайно активной, даже агрессивной, рекламе, не особенно стремятся раскрывать механизмы своей работы. Потому, даже тем, кто уже сталкивался с МФО, будет полезно узнать о них побольше, выяснить принцип работы МФО, их права и ограничения.

Что такое микрофинансовая организация в РФ?

МФО не российское изобретение. Более 40 лет назад в Бангладеш начали ссужать небольшие суммы людям, которые были слишком бедны, чтоб обратиться в банк за кредитом. Дальнейшее развитие МФО пошло именно по этому пути – выдача небольших займов тем, кому отказывают банки.

Схема работы микорофинансовых организаций в России похожа на банковское кредитование только в двух моментах:

  • займы МФО, как и кредиты, подлежат возврату в заранее назначенный срок;
  • на займы МФО тоже начисляются проценты.

В других отношениях деятельность МФО имеет свою специфику.

МФО не являются банковскими учреждениями и не подчиняются обязательным для банков постановлениям. Для микрофинансовых организаций существуют свои законы и правила.

Банки имеют общие подходы к оценке клиентов, отказ в одном банке из-за плохой кредитной истории часто сопровождается отказом в других по этой же причине. Для МФО такой тенденции нет. Они рассматривают заявки от тех, кто испортил свой имидж неплатежами по кредиту, не имеет официального источники дохода, совершал экономические преступления и пр.

Однако поведение заемщиков микрофинансовых организаций также фиксируется в Бюро кредитных историй. Так у многих появляется шанс восстановить свой имидж добросовестного плательщика.

Обращаться за займом в МФО более чем просто, заявки принимаются через интернет, можно договориться о встрече с представителем фирмы по телефону.

Для получения денег в микрофинансовой организации достаточно паспорта гражданина РФ. Справки с места работы и государственных органов, а также другие документальные подтверждения платежеспособности не требуются.

МФО применяют индивидуальный подход к проверке заемщика. У них не имеют особой важности анкеты и другие формальности. Проверка получателя займа происходит сравнительно быстро. Большую роль играет личное общение, практикуется выезд на дом к заемщику.

МФО обычно выдают частным лицам небольшие суммы, сравнимые со средней зарплатой для региона или категории работников.

Возвращают займы микрофинансовым организациям чаще всего единовременно, без составления графиков платежей. Применять для микрозаймов другой подход было бы сложно, т.к. МФО назначают весьма короткие сроки для погашения.

Занимают у микрофинасовых организаций чаще всего на срок от нескольких дней до месяца.

Проценты по микрозаймам начисляются за дни пользования заемными средствами. Обычно 1-2% в день. В годовом выражении это будет пугающе много, но для «займов до зарплаты» принимается и такой вариант.

За займами в МФО обращаются частные лица. Работа микрофинансовых организаций с бизнесом ограничивается мелкими предпринимателями и стартапами, которые не могут убедить банки предоставить им достаточную сумму кредита.

Еще одно, менее известное, направление деятельности МФО – прием вкладов от физических лиц. Проценты по таким вкладам заметно выше банковских вкладов, но на них не распространяется система государственного страхования вкладов.

Государственное регулирование. Закон о микрофинансовых организациях

До недавнего времени МФО существовали в некотором правовом вакууме. Их работа не противоречила закону прямо, но весьма часто оказывалась на грани закона. Сами МФО также давали немало поводов для обвинений. Микрофинансовые организации часто предоставляли займы гражданам не способным отвечать за свои поступки, продавали их долги коллекторам, что вело к драматическому финалу и потерям имущества. Проценты, которые взимали МФО, тоже не добавляли им любви окружающих.

Со временем положение изменилось. Сегодня деятельность микрофинансовых организаций регулирует 25 нормативных актов, разного типа и уровня.

Среди них 5 федеральных законов:

  1. О противодействии отмыванию преступных доходов (115-ФЗ).
  2. О МФО (151-ФЗ).
  3. О потребительском кредите (займе) (353-ФЗ).
  4. О саморегулируемых организациях на финансовом рынке (223-ФЗ).
  5. О защите прав граждан при возврате просроченных задолженностей («антиколлекторский») (230-ФЗ).

Текущая деятельность МФО находится под контролем Банка России, который дает указания, информационные письма, типовые формы и стандарты документов. Подробные сведения о нормативных актах, их точные названия и содержание можно найти через официальный сайт Банка России.

Внимание государства не искоренило все злоупотребления в сфере микрозаймов, но дало возможность добросовестным МФО действовать по единым правилам, а заемщики получили законную возможность отставать свои права.

Сейчас многие МФО объединяются в ассоциации, строят организационные структуры для регулирования и контроля на рынке микрозаймов.

Отличия МФО от банка

Различий между банковскими учреждениями и микрофинансовыми организациями множество.

  • Банки выдают кредиты, МФО – займы.
  • МФО обычно кредитуют тех, кому отказывают в банках.
  • МФО соглашаются на такие заимствования, которые невыгодны банкам из-за трудоемкости оформления и высоких рисков.
Отличия работы МФО и банков

Обычная сумма заимствования для физического лица

От 1 тысячи до 30 тысяч рублей, редко до 1 миллиона

Чаще всего суммы от 50 тысяч рублей до нескольких миллионов

Период возврата средств заемщиком

От 5-7 дней до 1-2 месяцев

От полугода до 2 десятков лет и дольше

Чаще всего всей суммой сразу в назначенный срок

Ежемесячно, согласно календарю платежей

Пакет необходимых документов

Паспорт, часто — справки с работы, из налоговых органов и др.

Влияние плохой кредитной истории клиента

Не препятствует получению займа

Мешает получению кредита

Плата за пользование средствами

обычно 1-2 % в день

обычно от 15 до 25% в год

Момент выдачи денег

Практически сразу после одобрения займа

Иногда быстро, иногда — в течение нескольких дней после одобрения кредита

Другие отличия между банками и МФО тоже есть, их не может не быть, т.к. работа тех и других строится на разных юридических и экономических основаниях.

Как выбрать МФО и не стать жертвой мошенников?

Изрядная часть претензий к МФО со стороны клиентов связана с нарушениями займодавцем законов и собственных обещаний. Перечислять все возможные проблемы в сфере микрозаймов выйдет слишком долго. Но к счастью большую часть этих проблем можно предупредить соблюдением нескольких общих правил:

  1. Выяснить законно ли работает МФО, есть ли у него установленная законом регистрация. Это можно сделать через интернет, в реестре Центрального банка (Банк России).
  2. Прочесть условия выдачи займа. Выяснить порядок начисления процентов. Узнать какой будет плата за пользование необходимой суммой.
  3. Уточнить штрафные санкции за просрочку возврата. Обстоятельства могут складываться по-разному, а штрафы иногда становятся для займодавцев выгодным источником дохода.
  4. Внимательно прочесть все пункты договора, прежде чем подписать его.

Последний момент особенно важен. Многие проблемы заемщиков имеют причиной непонимание подписанных договорных условий.

При подозрении в адрес МФО или его сотрудников, лучше отказаться от сделки и найти вариант заслуживающий большего доверия.

Ссылка на основную публикацию