Как расшифровать мвф - Carmoneynv.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как расшифровать мвф

Международный валютный фонд (МВФ)

Общие сведения

Международный валютный фонд (МВФ) – ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.

  • Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
  • Заместитель Управляющего от России в МВФ — Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
  • Исполнительный директор от России в МВФ – А.В. Можин.

Цели и задачи

Цель деятельности – поддержание стабильности мировой финансовой системы.

Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:

  • расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
  • поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
  • обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
  • содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
  • помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
  • сокращение внешних дисбалансов.

Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ

В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.

В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.

Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).

Сотрудничество Банка России с МВФ

Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ №1 и №2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.

В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.

Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.

Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).

Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.

В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.

В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.

Международный валютный фонд / МВФ

Международный валютный фонд — финансовый институт, несмотря на статус спецучреждения ООН снискавший дурную славу. Что из себя представляет МВФ, каковы его функции согласно учредительным документам и на деле, насколько справедливы критики, называющие финансовую помощь фонда губительной для экономики кредитуемых стран?

Создание МВФ, цели фонда

Концепция валютного фонда, миссией которого станет поддержка финансовой стабильности во всем мире, под названием «Хартия МВФ» была разработана в июле 1944 года в процессе проведения Бреттон-Вудской конференции под эгидой Объединённых Наций, решавшей вопросы международного финансово-валютного взаимодействия после наметившегося окончания Второй мировой войны.

Датой создания МВФ (англ. IMF, или International Monetary Fund) стало 27 декабря 1945 года — в этот день представители первых 29 стран МВФ официально подписали окончательный вариант соответствующего соглашения. Де-факто деятельность организации началась только 1 марта 1947 года, когда первый кредит МВФ взяла Франция. На сегодня МВФ объединяет 188 государств, а штаб-квартира фонда расположена в Вашингтоне.

Согласно 1-й статье Хартии МВФ перед Международным валютным фондом стоят следующие цели:

содействие сотрудничеству всех стран в валютно-финансовой сфере, совместному решению финансовых проблем;

содействие достижению и поддержанию высокого уровня реальных доходов и занятости населения стран мира, укреплению и развитию промышленно-производительного потенциала всех без исключения государств-членов путем расширения и роста международной торговли;

поддержание стабильности валют государств-членов, предотвращение девальвации нацвалют;

помощь в формировании и функционировании многосторонней системы расчетов по финансовым операциям между странами-членами, в упразднении валютных ограничений, которые стоят на пути роста мировой торговли;

путем финансовой помощи государствам-членам предоставлять им возможность устранения диспропорций в их платежных балансах без внедрения мер, способных нанести ущерб их национальному благосостоянию;

сокращать длительность нарушений равновесия платежных балансов стран-членов, одновременно уменьшая масштабы данных нарушений.

Примечательно, что так называемая финансовая помощь фонда оказывается исключительно в виде кредитов, однако на реализацию конкретных проектов они не предоставляются. Проценты по ним небольшие (0.5% годовых), однако зачастую кредитование не способствует развитию реального сектора экономики и производству конкурентоспособной продукции. Ниже показано предоставление средств фонда различным странам с 1972 года за 40 лет, т.е. с момента окончания действия золотого стандарта:

Первые послевоенные годы главным заемщиком фонда была Европа для восстановления пострадавшей во время войны экономики. С начала 1980-х годов акцент смещается в сторону Латинской Америки и Азии, а с 1990-х заметную роль в займах также играла Россия и страны СНГ. Украина до сих пор находится в постоянном контакте с фондом. Наконец, с 2000-х годов кредиты вновь поступают в Европу — в основном Восточную.

Примечательно, что время перед кризисом 2008 года было наиболее благоприятным в мире и наименее благоприятным для фонда — кредитов требовалось очень мало, соответственно влияние МВФ на мировую экономику и политику сильно уменьшилось. Однако уже в 2011 году кредитование быстро восстановило свои объемы, которые продолжили расти далее — в том числе в связи с кипрским и греческим кризисом.

Из графика хорошо прослеживается политика МВФ — помогать всем (а не только бедным) странам, ориентируясь на текущие проблемы. При этом, кстати, интересно полное или почти полное отсутствие кредитов африканским странам. Любая страна в составе МВФ является либо заемщиком фонда, получая и расплачиваясь по кредиту, либо его кредитором в соответствии со своей квотой. Видно, что кроме спада перед последним мировым кризисом средняя историческая сумма кредитов со временем росла — по сравнению с концом 80-х Европа в 2012 году занимала примерно в 5-6 раз больше.

В какой валюте рассчитываются займы? Дело в том, что МВФ имеет собственное безналичное платежное средство, называемое «специальные права заимствования» (англ. Special Drawing Rights , SDR). Шкала сверху указана в миллиардах SDR. Формально это ни долговое обязательство, ни валюта.

Читайте также:  Как проверить баланс карты лукойл

Курс SDR с 2016 года привязан к корзине из 5 валют и похож на индекс доллара. Тем не менее отличия есть — главным пожалуй является присутствие китайского юаня в размере почти 11% за счет уменьшения доли евро. На момент статьи курс SDR равен 1.45 доллара США. Посмотреть его можно, например, здесь: http://bankir.ru/kurs/sdr-k-dollar-ssha/.

Период USD EUR CNY JPY GBP
2016–2020(41.73%)(30.93%)(10.92%)(8.33%)(8.09%)

Функции МВФ

Перечень современных функций Международного валютного фонда во многом совпадает с 1-ой статьей Хартии МВФ:

расширение международной торговли;

помощь странам в виде кредитования;

содействие межгосударственному взаимодействию в денежной политике;

помощь в подготовке (обучении, стажировке) экономических кадров;

стабилизация обменных валютных курсов;

разработка и внедрение стандартов мировой финансовой статистики;

сбор, обработка и публикация указанной статистики.

Интересно, что видные экономисты подвергают аргументированной критике не только методы работы МВФ со странами-дебиторами (то есть имеющими непогашенные долги перед организацией), но и качество публикуемой фондом статистики, а также аналитических отчетов.

Структура Международного валютного фонда

Управление фондом и решения о выдаче кредитов осуществляют:

Совет управляющих — так именуется высший руководящий орган Международного валютного фонда. В него входят по два уполномоченных лица от каждого государства-члена — управляющий и его заместитель;

Исполнительный совет в составе 24 директоров, которые представляют некоторые государства-члены либо группы стран. Главой исполнительного органа — распорядительным директором неизменно выступает полпред Европы, а его первым замом — гражданин США. Восемь директоров делегируются государствами с самыми большими квотами в МВФ, остальные 16 — избираются прочими странами-участницами, поделенными на соответствующее количество групп;

Международный валютный и финансовый комитет — формально совещательный орган, состоящий из двадцати четырех управляющих, в том числе представителя РФ. Исполняет, в частности, функцию выработки стратегических решений, касающихся мировой валютно-финансовой системы;

Комитет по развитию МВФ — еще один совещательный орган с подобными функциями.

Капитализация МВФ и источники средств фонда

На 01.03.2016 г. размер уставного капитала МВФ был около 467,2 млрд. SDR. Капитал формируется путем взносов в валютный фонд стран-членов, выплачивающих как правило 25% квоты в SDR (либо одной из мировых валют) и остальные 75% — в собственной национальной валюте. Квоты постоянно пересматриваются — с начала деятельности фонда было уже 15 пересмотров. В 2015 году произошло очередное изменение с делегированием около 6% от развитых стран в сторону развивающихся.

Голоса государств-членов в органах управления МВФ распределяются именно в зависимости от выплачиваемых квот.

Важно: практически все реальные решения принимаются большинством в 85% голосов. При этом примерно 17-процентная квота (на 2016 год взнос около 42 млрд. SDR) принадлежит Соединенным Штатам Америки, давая им эксклюзивное право вето. У идущей на втором месте Японии квота почти в три раза ниже — около 6%. Доля России — 2.7% (взнос около 6.5 млрд. SDR). Так что критиков организации, утверждающих «МВФ — это США», крайне трудно назвать неправыми либо предвзятыми.

Фактически США и часто поддерживающий их Евросоюз имеют в МВФ достаточную квоту для принятия подавляющего большинства решений. Старания Китая, России и Индии увеличить квоты в фонде в соответствии с возросшим весом этих стран в мировой экономике встречают противодействие США и их союзников, не желающих терять политическое влияние на другие страны МВФ через «обусловленность» кредитов — предъявление государствам-дебиторам обязательных к выполнению политико-экономических требований.

Тем не менее не следует думать, что финансовые проблемы стран решаются только с помощью денег МВФ. К примеру, недавний кредит Греции в размере более 300 млрд. евро был профинансирован МВФ менее, чем на 10% и в пересчете на евро составил лишь около 20 млрд. €. Гораздо большую сумму — 130 млрд. € — выделил созданный в июне 2010 года европейский фонд финансовой стабильности.

Помимо выплачиваемых странами-участницами квот источниками финансовых ресурсов валютного фонда являются:

золотые авуары, по официальным данным составляющие около 90,5 млн унций и оценивающиеся в 3,2 млрд SDR. Организация принимает золото от стран-участниц в основном в качестве оплаты процентов по кредитам, после чего вправе направлять на финансирование новых кредитных траншей;

займы у «материально обеспеченных» государств-членов;

средства донорских трастовых фондов и кредитных линий, которые открывают фонду страны G7 и G20.

МВФ и Россия

Россия присоединилась к МВФ в июне 1992 года, сразу же прибегнув к получению кредита. По воспоминаниям очевидцев, во время одного из первых визитов в Кремль Клинтон был поражен роскошью залов и сказал коллеге: «И эти люди просят у нас денег?». За 6 лет (с августа 1992 по начало августа 1998 года) Россия в общей сложности заняла у фонда более 32 млрд. долларов — однако займы не помогли нам добиться ни проектного снижения инфляции, ни предотвратить августовский дефолт 1998. Кредит Россия возвращала с 2000 по 2005 годы, воспользовавшись ростом цен на нефть, и с 2005 года стала кредитором фонда. Таблица ниже показывает распределение кредитов в 90-е годы и требования кредитора к России:

Финансовая помощь или кредитная игла?

Многие эксперты доказывают, что рекомендации фонда-кредитора странам-заемщикам МВФ де-факто кардинально противоречат декларируемым Хартией принципам и целям. Вместо развития производительного потенциала страны-заемщики подсаживаются на кредитную иглу, а реальные доходы населения не увеличиваются — падают.

Критики фонда объясняют, что условиями получения кредитов МВФ часто являются:

лишение государства-заемщика права на свободную эмиссию национальной валюты;

тотальная приватизация, в том числе в областях естественных монополий (сфера ЖКХ, ж/д транспорт);

отказ от протекционистских мер по защите собственных производителей, поддержки среднего и малого бизнеса;

свобода передвижения капиталов, допускающая их отток за границу;

урезание расходов на социальные программы, ликвидация льгот незащищенным слоям населения, снижение зарплат в госсекторе и пенсий.

Однако перечисленные меры зачастую только усугубляют кризисные явления в экономике, обеднение / обнищание населения ведет к снижению потребления, влекущему спад производства, банкротство предприятий и ухудшение наполняемости госбюджета. Вследствие чего правительству приходится брать новые кредиты, чтобы гасить предыдущие.

Страны, больше всех пострадавшие от МВФ-зависимости:

Руанда, где отказ от господдержки фермерских хозяйств и девальвация нацвалюты привели к падению доходов населения, толкнувшую его в пучину гражданской войны хуту и тутси с 1,5 млн жертв;

Югославия, развалившаяся из-за проблем по экономическому выравниванию регионов;

Аргентина, дважды объявившая дефолт;

Мексика — родина одомашненной кукурузы, превратившаяся из экспортера этой с/х культуры в импортера.

По прогнозам этот список может пополниться Украиной, которую фонд-кредитор вынуждает повышать цены на газ. Его подорожание не только бьет по карманам граждан, но и окончательно сводит на нет конкурентоспособность украинских товаропроизводителей, уже подорванную невыгодным соглашением об Ассоциации с ЕС. Украина, вместе с Румынией и Венгрией, является крупнейшим актуальным должником Международного валютного фонда.

Но поскольку у истории нет сослагательного наклонения, невозможно оценить, к каким последствиям в разных странах привела бы ситуация отсутствия финансирования со стороны МВФ. Так что позиция защитников фонда примерно такая — может где-то вышло не очень, но без кредита было бы еще хуже. Да и критики фонда атакуют скорее не саму идею предоставления кредита, а сопутствующие кредиту условия — которые по факту неоднозначно воздействуют на экономику и не мешают коррупции, но зато во многом выглядят как усиление политического влияния основного кредитора. И хотя неэффективность действующей системы кредитования понятна практически всем, реальные перемены в такой громоздкой и политически важной структуре не могут случиться «по щелчку пальцев». Чего в настоящий момент больше от МВФ — пользы или вреда — каждый решает сам.

Международный валютный фонд: борец с бедностью или инструмент колонизации

Мало какая западная организация вызывает у наших патриотов столько ненависти и негодования, как Международный валютный фонд. В чем только его не обвиняют: в неоколониализме, продвижении американских интересов, финансировании переворотов и «цветных» революций. Несмотря на это, количество желающих сотрудничать с фондом не уменьшается – СМИ регулярно сообщают о кредитах, выданных той или иной стране.

Формально МВФ считается структурой ООН, но фактически это независимая организация с собственным уставом, управленческой структурой и финансами. Сегодня в состав фонда входит 189 государств-членов. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне, главой организации с 2019 года является болгарский экономист Кристалина Георгиева. Официальный сайт фонда – imf.org.

Что же такое МВФ? Когда и для чего он был создан? Откуда у фонда берутся деньги на дорогостоящие проекты? Ну и конечно, самое главное: кому подчиняется МВФ?

Общая информация

МВФ или International Monetary Fund – международная кредитно-финансовая организация, основной целью которой является поддержка глобальной финансовой системы и обеспечение стабильности валютных курсов в разных странах. Если Всемирный банк работает в основном с беднейшими государствами мира, то МВФ оказывает финансовую помощь любым странам, которые испытывают недостаток средств для выполнения своих обязательств. Займы выделяются не только на преодоление кризисов, но и на развитие экономики.

Сотрудничество с фондом является своеобразным сигналом для других финансовых организаций и инвесторов о том, что с руководством страны можно иметь дело и вкладывать в ее экономику деньги. Так, например, Всемирный банк сотрудничает только с членами МВФ. На сегодняшний день практически все члены ООН входят в состав фонда.

С момента своего основания МВФ занимается сбором статистических данных и оказанием технической и консультационной помощи нуждающимся государствам. Любой новый участник организации обязан открыть информацию о состоянии своей экономики и финансовой системы. Обычно условием предоставления кредита МВФ является обязательство со стороны кредитора выполнять рекомендации фонда. Также фонд занимается подготовкой кадров в области финансов и экономики.

Фонд выделяет кредиты с процентами ниже рыночных на срок 3-5 лет. Как правило, деньги перечисляются не единой суммой, а несколькими траншами, промежуток между которыми может составлять несколько месяцев, а то и лет. Подобная практика позволяет МВФ контролировать использование кредита, а также выполнение условий его предоставления. Если они не соблюдаются, то выплаты замораживаются.

Читайте также:  Куда сводить детей в саратове

Обычно началу сотрудничества предшествуют консультации. Государство, претендующее на получение кредита, посещает специальная миссия, которая изучает различные экономические показатели претендента (уровень занятости, цены, налоговая политика). По результатам инспекции готовится отчет для руководства фонда. На его основании принимается окончательное решение относительно выдачи кредита, а также вырабатывают рекомендации по проведению необходимых реформ.

Цели и задачи МВФ

Современный мир предельно глобализирован, экономики различных стран взаимосвязаны и значительно зависят друг от друга. Нестабильность финансовой системы одного государства может распространиться на соседей и привести к проблемам в глобальном масштабе. Деятельность фонда направлена на преодоление кратковременных кризисов. Так что же что такое МВФ, и какие функции он выполняет?

К основным целям деятельности МВФ относятся:

  • Содействие межгосударственному сотрудничеству в финансовой сфере. Создание эффективного механизма для работы над мировыми финансовыми проблемами;
  • Развитие межгосударственной торговли и достижение за счет этого повышения уровня реальных доходов и занятости населения;
  • Поддержка валютной стабильности и упорядоченной монетарной политики – государства-члены не должны прибегать к девальвации для получения преимуществ в конкуренции на мировом рынке;
  • Помощь в создании эффективной системы взаиморасчётов между странами и устранение ограничений на пути международной торговли;
  • Создание эффективных инструментов помощи членам организации за счет ее общих ресурсов;
  • Сокращение продолжительности финансово-экономических кризисов и уменьшение их масштабов.

Цели фонда не изменились с момента создания организации, а вот инструментарий для их реализации стал гораздо шире и эффективнее.

История организации

МВФ, как и Всемирный банк, – это «детище» Бреттон-Вудской финансовой системы, его история началась в 1944 году. В декабре 1945 года был принят устав МВФ, капитал организации составил – 7,6 млрд долларов. Официально Международный валютный фонд был создан 27 декабря 1945 года. Первый кредит в 1947 году получила Франция. СССР в состав фонда не вошел, и попросил о кредите только в середине 80-х годов. Первым председателем МВФ стал выходец из Бельгии Камиль Гутт.

Важным для фонда, как, впрочем, и для мировой финансовой системы, стал 1971 год, когда был отменен «золотовалютный» стандарт и курсы валют перестали фиксироваться.

За время существования фонда было два этапа масштабного увеличения количества его членов. Первый – это 60-е годы, когда к организации присоединились множество африканских стран, и 90-е – время появления новых государств после крушения СССР и распада советского блока. За последние десятилетия влияние МВФ на мировую экономику значительно выросло – особенно активно фонд действовал во время последнего кризиса 2008 года. Сегодня общий объем кредитования от МВФ превышает 700 млрд долларов.

Россия вступила в организацию 1 июля 1992 года. В 2005 году наша страна досрочно погасила займы, выплатив фонду более 3 млрд долларов. Российская доля квот – примерно 2,5%.

Структура организации

Чтобы ответить на вопрос, кому принадлежит МВФ, следует кратко рассказать о структуре данной организации.

Высшим руководящим органом фонда является Совет управляющих, где каждая страна имеет двух представителей. Как правило, это либо министр финансов, либо глава Центробанка. Данный орган собирается раз в году и решает стратегические вопросы: определяет общую политику фонда, назначает руководителя МВФ, вносит изменения в устав организации.

Оперативное управление фондом осуществляет исполнительный совет, состоящий из 24 директоров. Восемь стран имеют собственных директоров: США, Япония, Саудовская Аравия, Китай, Англия, Германия, Франция и Россия. Остальных представителей совета избирают от групп государств, которых насчитывается 16. Данный орган избирает директора МВФ. Срок его полномочий – пять лет. Он председательствует в совете, а также является руководителем штата сотрудников организации. Глава МВФ может занимать свою должность несколько каденций подряд. Как правило, фонд возглавляют экономисты из Западной Европы.

Текущие решения принимаются простым большинством, при голосовании по важным вопросам необходимо получить 85% голосов. Европейский союз и США имеет право вето в организации.

Фонд имеет территориальные подразделения. В нем есть департаменты, отвечающие за Западное полушарие, страны Африки, Европу, а также отделы, работающие в разных направлениях деятельности: статистики, бюджета, развития и др. Важнейшей структурой МВФ является валютный и финансовый комитет. Он не принимает решений, но готовит различные предложения для исполнительного совета и в целом направляет его деятельность.

Государства-члены фонда имеют разное влияние на работу организации. Лучше всего это иллюстрирует принцип распределения квот стран в капитале МВФ. Они начисляются в зависимости от размера экономики страны и определяют количество ее голосов при принятии решений. Выражаются квоты в специальных правах заимствования (СДР) – виртуальных денежных знаках, которые эмитирует фонд. Один СДР стоит примерно полтора доллара. Наибольшую квоту имеет США, в 2016 год она составляла примерно 42,1 млрд СДР, наименьшую – островное государству Тувалу, она равнялась 1,5 млн СДР.

Квоты не только определяют количество голосов члена, но и устанавливает сумму взносов, которое государство вносит в фонд. За их счет формируется уставной капитал МВФ. Небольшая часть средств выплачивается странами-членами в любой «ходовой» иностранной валюте (доллар, иена, евро), а 75% от суммы – в национальной. Квота также определяет максимальную сумму кредита, на которую может претендовать страна.

Критика организация

МВФ – любимый объект для критики, как среди отечественных, так и зарубежных экспертов. Следует признать, что значительная ее часть вполне обоснована. Чаще всего фонд обвиняют в том, что, вместо финансовой поддержки стран, попавших в тяжелое положение, он занимается продвижением американских интересов. И с этим трудно спорить.

США имеют 17% голосов, что позволяет им блокировать любое серьезное решение МВФ. При необходимости американский Сенат может принять законопроект о запрете кредитования той или иной страны, после чего сотрудничество с фондом для нее будет закрыто. Причем любое перераспределение квот не может изменить рамки этой системы.

Представители левых взглядов яростно критикуют МВФ за антисоциальную политику, к которой он подталкивает или прямо принуждает заемщиков. Действительно, в числе «любимых» требований фонда: урезание затрат на медицину и образование, сокращение зарплат и пособий, приватизация, уменьшение госаппарата. Для любого «левака» подобные реформы – словно нож в сердце. В качестве примера обычно приводят не слишком удачный опыт сотрудничества МВФ с Югославией в 80-е годы. Тогда, выполняя требования фонда, балканской республике пришлось урезать социальные программы, лишить поддержки собственную промышленность, что привело к обеднению населения и, по мнению части экспертов, стало причиной гражданской войны и распада государства.

МВФ оказался бессильным против последних нескольких кризисов. Первый из них произошел в Мексике в 1994 году и стремительно распространился на большинство стран Латинской Америки. Второй случился через три года в Азии. В обоих случаях МВФ не только не смог стабилизировать ситуацию, но и своими действиями усугубил последствия.

Не меньше нареканий вызывает и точность экономических прогнозов МВФ. Специалисты фонда «проспали» не только азиатский кризис 1998 года, но глобальное потрясение, которое случилось десятью годами позже. Более того, перед обоими кризисами прогнозисты МВФ предсказывали этапы стабильности и развития.

Случаются в МВФ и скандалы. В 2011 году директору организации Стросс-Кану пришлось отказаться от своей должности из-за обвинений в сексуальных домогательствах.

В защиту МВФ можно сказать, что его критика зачастую граничит с популизмом. Фонд никого не заставляет принимать свою помощь и практически всегда готов корректировать свои требования. Логика его действий проста и очевидна: если у страны проблемы с платежным балансом – значит, она живет не по средствам и следует сократить расходы.

Можно привести множество примеров успешного сотрудничества фонда с различными государствами. Например, миссия фонда в Португалии в 2011 году. Она закончилась прежде намеченного срока, и позволила экономике страны вернуться к уверенному росту.

Неудачи, как правило, связаны с некомпетентностью одной из сторон. Эксперты фонда могут предлагать методы и инструменты, ранее показавшие свою эффективность, но не слишком подходящие для конкретной ситуации и страны, а ее руководство, стремясь получить деньги, соглашаются на любые условия, не считаясь с реальными рисками.

Информационный листок

Основные сведения об МВФ

23 марта 2016 г.

Международный Валютный Фонд (МВФ) содействует международной финансовой стабильности и сотрудничеству в валютно-финансовой сфере. Он также стремится способствовать международной торговле, высокой занятости и устойчивому экономическому росту, а также сокращению бедности во всем мире. МВФ управляется 188 государствами-членами организации и подотчетен им.

Идея создания МВФ, также известного как «Фонд», зародилась на конференции ООН в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир, США, в июле 1944 года. 44 страны, представленные на этой конференции, поставили целью сформировать основу для экономического сотрудничества, чтобы избежать повторения девальваций в целях получения конкурентных преимуществ, ставшего одной из причин Великой депрессии 1930-х годов.

Обязанности МВФ. Основная задача МВФ заключается в обеспечении стабильности международной валютно-финансовой системы, системы обменных курсов и международных расчетов, которая позволяет странам (и их гражданам) вести операции друг с другом.

Надзор за экономикой. Для поддержания стабильности и предотвращения кризисов в международной валютно-финансовой системе МВФ наблюдает за экономической политикой стран и экономическими и финансовыми изменениями в странах, регионах и мире с помощью официальной системы, известной как надзор. МВФ дает рекомендации 188 государствам-членам, поощряет меры политики, содействующие экономической стабильности, уменьшающие уязвимость по отношению к экономическим и финансовым кризисам и повышающие уровень жизни. Он проводит регулярную оценку глобальных перспектив в издании«Перспективы развития мировой экономики», финансовых рынков — в «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности» и изменений в сфере государственных финансов — в своем «Бюджетном вестнике», а также публикует ряд изданий по перспективам развития региональной экономики.

Финансовая помощь . Финансирование МВФ дает членам организации необходимую передышку для преодоления проблем с платежным балансом: власти стран разрабатывают, в тесном сотрудничестве с МВФ, программы стабилизации, поддерживаемые финансированием МВФ, и продолжение финансовой поддержки обусловлено эффективной реализацией этих программ. Отреагировав на мировой экономический кризис, МВФ укрепил свой кредитный потенциал и в апреле 2009 года утвердилсущественный пересмотр своих механизмов оказания финансовой помощи, а в2010 и 2011 году принял дальнейшие реформы. Эти реформы были направлены на укрепление инструментов для предотвращения кризисов, уменьшение цепной реакции во время системных кризисов, а также адаптацию инструментов с учетом экономических показателей и условий государств-членов. После вступления в действие увеличения квот в рамках Четырнадцатого общего пересмотра квот, лимиты доступа в рамках механизмов нельготного финансирования МВФ были пересмотрены и увеличены в начале 2016 года. Для увеличения финансовой поддержки беднейших стран мира эти льготные ресурсы, доступные странам с низкими доходами в рамках Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту, были существенно увеличены в 2009 году, при этом средние лимиты доступа в рамках механизмов льготного финансирования МВФ удвоились. Кроме того, в 2015 году нормы и лимиты доступа былиповышены на 50 процентов. Такие беспроцентные кредиты предоставляются доконца 2016 года, тогда как процентные ставки по чрезвычайному финансированию постоянно установлены на нулевом уровне. Наконец, сейчас принимаются меры для обеспечения дополнительных кредитных ресурсов в размере примерно 15 млрд долл. США (11 млрд СДР) для поддержки льготного кредитования со стороны МВФ .

Читайте также:  Как завести кошелек webmoney в россии

Техническая помощь . МВФ предоставляет техническую помощь и проводит обучение кадров для содействия государствам-членам в укреплении их потенциала для разработки и проведения эффективной политики, включая сферы налоговой политики и налогового администрирования, управления расходами, денежно-кредитной и курсовой политики, надзора за банковской и финансовой системой и ее регулирования, законодательных основ, а также статистики.

СДР. МВФ эмитирует международные резервные активы, известные как специальные права заимствования (СДР), которые могут дополнять официальные резервы государств-членов. Совокупные распределения составляют примерно 204 млрд СДР (примерно 283 млрд долларов). Государства-члены МВФ могут добровольно обменивать СДР на валюту между собой.

Ресурсы. Основным источником финансовых ресурсов МВФ являются квоты государств-членов организации, которые в целом отражают относительное положение государств-членов в мировой экономике. После недавнего вступления в силу Четырнадцатого общего пересмотра квот совокупные ресурсы квот составляют приблизительно 467 млрд СДР (примерно 650 млрд долларов). Кроме того, МВФ может прибегать к временному заимствованию для целей дополнения своих квотных ресурсов. Новые соглашения о займах (НСЗ), которые могут обеспечивать Фонду дополнительные ресурсы в размере до 182 млрд СДР (примерно 253 млрд долларов), являются главным страховым инструментом на случай недостаточности ресурсов по квотам. В середине 2012 года страны-члены также приняли обязательство увеличить ресурсы МВФ при помощи двусторонних соглашений о заимствованиях; в настоящее время действуют соглашения примерно на 280 млрд СДР (примерно 387 млрд долларов США).

Управление и организационная структура. МВФ подотчетен правительствам государств-членов. На верхнем уровне егоорганизационной структуры находится Совет управляющих, в котором каждое из государств-членов МВФ представлено одним управляющим и одним заместителем управляющего, обычно из центрального банка или министерства финансов. Совет управляющих собирается один раз в год на Ежегодных совещаниях МВФ и Всемирного банка. Двадцать четыре управляющих входят в состав Международного валютно-финансового комитета (МВФК) и обычно встречаются дважды в год.

Исполнительный совет в составе 24 членов, который представляет все государства-члены, наблюдает за повседневной работой МВФ в штаб-квартире в Вашингтоне, округ Колумбия; руководство этой работой осуществляет МВФК, и она поддерживается персоналом МВФ. Директор-распорядитель МВФ является главой персонала МВФ и Председателем Исполнительного совета; ему содействуют четыре заместителя Директора-распорядителя.

Кратко о МВФ

  • Число государств-членов : 188 стран
  • Штаб-квартира : Вашингтон, округ Колумбия
  • Исполнительный совет: 24 директора, каждый из которых представляет страну или группу стран
  • Число сотрудников: приблизительно 2 663 из 148 стран
  • Общая суммаквот: 650 млрд долларов (по состоянию на 9/13/2016)
  • Дополнительные обязательства о выделении ресурсов : 642 миллиарда долларов
  • Суммы принятых обязательств в рамках существующих кредитных договоренностей(по состоянию на10/3/2016): 120 млрд долларов, из них 108 млрд долларов еще не были использованы (см. таблицу)
  • Крупнейшие заемщики (предоставленные и непогашенные суммы на29/2/2015): Португалия, Греция, Украина, Ирландия
  • Самые крупные превентивные кредиты (суммы, утвержденные на10/3/2016): Мексика, Польша, Колумбия, Марокко
  • Консультации в рамках надзора: 130 консультаций в 2013 году, 132 консультации в 2014 году и 124 консультации в 2015 году
  • Техническая помощь: 274 человеко-лет в 2013 финансовом году, 285 человеко-лет в 2014 финансовом году и 288 человеко-лет в 2015 финансовом году
  • Первоначальные цели:

o способствовать развитию международного валютно-финансового сотрудничества;

o способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли;

o содействовать стабильности валют;

o оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов;

o предоставлять ресурсы (при соблюдении адекватных гарантий) в распоряжение государств-членов, испытывающих затруднения в финансировании платежного баланса.

Международный валютный фонд

Международный валютный фонд – МВФ, финансовое учреждение при Организации Объединенных Наций. Одной из главных функций МВФ является выдача государствам кредитов для компенсации дефицита платежного баланса. Выдача кредитов, как правило, увязывается с комплексом рекомендованных МВФ мер по оздоровлению экономики.

Международный валютный фонд, представляет собой особое заведение ООН. Головной офис расположен в столице США – городе Вашингтон.

Международный валютный фонд был основан в июле 44 года прошлого века, однако только в марте 1947 года начал свою практику, выдавая нуждающимся странам краткосрочные и средние по срокам займы в условиях недостатка платёжного баланса страны.

МВФ независимая организация, действующая согласно собственно устава, цель заключается в том, чтобы наладить сотрудничество между странами в сфере валютных финансов, а также стимулировать международную торговлю.

Функции МВФ сводятся к следующим действиям:

  • содействию сотрудничества между государствами по вопросам финансовой политики;
  • росту уровня торговли на рынке мировых услуг;
  • предоставлению займов;
  • уравновешивания обменных курсов валюты;
  • консультированию государств должников;
  • выработке международных основ денежной отчётности и статистики;
  • обнародование статистики в области финансов.

В полномочия МВФ (International Monetary Fund) входят действия по формированию и выдаче участникам финансовых резервов по специальной формочке «Особые привилегия по заимствованию». Ресурсы МВФ образуются за счёт подписей, или «квот» участников фонда.

На верхушке пирамиды МВФ находится общий совет управленцев, в который входит руководитель и его заместитель страны участника фонда. Чаще всего, в роли управленца выступает министр финансов государства, или управляющий ЦБ. Именно собрание и решает все основные вопросы касательно деятельности Международного валютного фонда. За формирование политики фонда и исполнение действий несёт ответственность исполнительный совет, в состав которого входит двадцать четыре директора. Привилегией выбора главы пользуются 8 стран, которые имеют самую большую квоту в фонде. В их число входят практически все страны из большой восьмёрки.

Исполнительным советом МВФ выбирается распорядитель на ближайшие пять лет, возглавляющий общий штат сотрудников. Со второго летнего месяца 2011 года, глава МВФ – француз Кристин Лагард.

Воздействие International Monetary Fund на мировую экономику

Кредит МВФ выдаёт странам в паре случаев: на погашение платёжного дефицита и поддержание макроэкономической стабильности государств. Страна, которая нуждается в дополнительной иностранной валюте, производит её покупку, либо берёт взаймы, предоставляя в обмен ту же сумму, только в той валюте, являющейся официальной в данной стране и поступает в виде депозитария на текущий счёт МВФ.

В целях укрепления международного экономического сотрудничества в рамках международных отношений и создания процветающих экономик, в 44-м году и были задуманы такие организации, как Международный валютный фонд и Всемирный банк. Несмотря на схожие идеи, задачи и функции двух организаций несколько различаются.

Так МВФ поддерживает развитие международных отношений в сфере финансовой безопасности, предоставляя краткосрочные и среднесрочные займы, а также консультации по вопросам ведения политики в сфере экономики и поддержания финансовой стабильности.

В свою очередь, Всемирным банком проводятся меры, позволяющие странам достичь экономического потенциала, а также снизить порог бедности.

Сотрудничая в разнообразных областях, Международный валютный фонд и Всемирный банк, помогают государствам сократить бедность, облегчая долговое бремя. Два раза в год, организациями проводится совместное совещание.

Сотрудничество между МВФ и Беларусь началось в июле 1992 года. Именно в этот день, Республика Беларусь стала участником Международного валютного фонда. Изначальная квота Беларуси составила чуть более 280 миллионов СДР, которая позже была доведена до 386 миллионов СДР.

МВФ содействует Республике Беларусь по трём векторам:

  • сотрудничество с Национальным банком и Правительством РБ по вопросам программ в сфере национальной экономики, упирая на налоговую и кредитно-денежную и торговую политику;
  • предоставление ресурсов в виде займов и кредитов;
  • экспертная и техническая помощь.

МВФ для Беларуси оказывал финансовую помощь дважды. Так в 1992 году, РБ был предоставлен кредит в размере 217,2 миллиона долларов США для системных трансформаций в экономике. И ещё 77,4 миллиона долларов США по кредитному соглашению «стенд-бай». К началу 2005 года страна расплатилась полностью с МВФ.

Второй раз, руководство страны обратилось к МВФ в 2008 году, с просьбой снова оказать кредитование по системе «стенд-бай». Программа финансирования была согласована в январе 2009 года и Республике Беларусь выделили 2,46 миллиарда долларов США сроком на пятнадцать месяцев. Позже сумма была увеличена до 3,46 миллиарда долларов США.

Реализованные программы позволили Республике Беларусь сохранить стабильность на рынке валютных операций, устойчивость финансовой системы, избежать дефицита платёжного баланса и сделать невозможное, – сократить безработицу, сведя её к минимуму.

Белорусские власти ведут переговоры о получении нового кредита МВФ на сумму 3 миллиарда долларов под 2,3% сроком на 10 лет. Для выделения кредита МВФ призывает Беларусь к реализации комплексной стратегии реформ в сфере экономики.

На начало 2017 года основными вопросами переговоров являлолось изменение тарифов ЖКХ и совершенствовании работы госсектора экономики. МВФ призывает к проведению ряда реформ в отношении госпредприятий с целью повышения их производительности и эффективности, а также рекомендует определить последовательность мероприятий по достижению полного возмещения затрат в сфере ЖКХ.

Повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги и приватизация госпредприятий являются самими ключевыми темами в переговорах с МВФ. Со своей стороны, внешнеполитическое ведомство страны считает, что в вопросах повышения тарифов в ЖКХ, а также приватизации госсектора следует двигаться поэтапно.

Как отмечает МВФ, большое значение имеет улучшение бизнес климата страны, в том числе посредством вступления в ВТО и развития конкуренции на товарных рынках. Стране также необходимо проводить осторожную денежно-кредитную политику для сохранения макроэкономической и финансовой стабильности.

Ссылка на основную публикацию