Что такое секвестирование бюджета - Carmoneynv.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Что такое секвестирование бюджета

Что такое секвестирование бюджета

Секвестирование бюджета

Несмотря на критическую ситуацию, экономическая дисциплина в этом секторе в 1992 г. и в первой половине 1993 г. оставалась на высоком уровне. Кризис задолженностей 1992 г. не был связан с военными предприятиями. Руководители оборонных предприятий действительно старались развивать своего рода предпринимательскую конверсию, занимаясь спешным поиском западных партнеров и новых организационных моделей. Только когда они поняли, что им не приходится ждать награды за свои усилия, дисциплина начала падать, и тогда экспорт и увеличение военного бюджета стали рассматриваться как альтернатива конверсии. На самом деле бывший сектор ВПК изначально подвергся меньшему влиянию экономической депрессии 1992 г.. чем чисто гражданские отрасли. Частично это произошло из-за лучшего оборудования, больших материальных резервов и крепких связей между руководителями оборонных предприятий, что давало им возможность более благополучно перенести шок изменения структуры снабжения, охвативший российскую экономику. Ситуация стала ухудшаться в 1993 г. в связи с начавшимся в июне новым раундом шоковой терапии. Возникавшие проблемы происходили не только из самого характера экономической политики, но и от путей се воплощения — например, из-за постоянного секвестирования бюджета и резкого возрастания процентов по кредитам. Настоящий кризис в этом секторе начал развиваться главным образом вследствие широкомасштабных государственных неплатежей после сентября 1993 г. Резкое сокращение промышленного производства в конце 1993 — первой половине 1994 гг. отчасти могло быть связано именно с этим кризисом. Важно отметить, что районы с доминированием военно-промышленного сектора, поддержавшие Ельцина и реформы на референдуме в апреле 1993 г.. на общих выборах в декабре 1993 г. уже голосовали против Гайдара и экономических реформ. [c.271]

Сегрегация 192, 575 Сезонная работа 575 Сезонность производства 575 Сезонные запасы 575—576 Сезонные колебания 24, 470, 575, 693 Сезонные работники 575 Сезонные цены 576 Сейлз-промоушн 576 Секвестирование бюджета 576 — Секвестр 576 Секретарь компании 576 Сектор 61, 142, 160, 230, 284, 302, 306, 328, 346, [c.806]

К сожалению, указы президента и одноименные постановления правительства 1996 г. о государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств остались рабочими материалами в рамках подготовки президентской избирательной кампании, а секвестирование 1997 г. защищенных статей бюджета, связанных с развитием сельского хозяйства страны, ставят под сомнение выполнение намеченных реформ в этом секторе экономики. [c.348]

В 1997 г. общий объем инвестиций в основной капитал планировался на уровне 95% от 1996 г. Позже статьи бюджета, предусматривающие ассигнования на капиталовложения, попали под секвестирование. В результате в первую половину 1997 г. государственные инвестиции были профинансированы всего лишь на 32,2% даже с учетом секвестра. [c.266]

В некоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестирования. Секвестирование — равномерное уменьшение расходов и ассигнований по статьям государственного бюджета. Например, в США все федеральные расходы делятся на 2 части — прямые (обязательные) и дискреционные. К прямым относят те расходы, которые регламентируются постоянно действующим законодательством (пособия по безработице, программы медицинского обслуживания и т.д.). К дискреционным — расходы, которые зависят от конкретного состояния дел в экономике и ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США. По данным статьям конгрессом устанавливается лимит расходов. Если фактические расходы начинали превышать лимиты, то в действие вступал механизм секвестирования, что позволяло уменьшить бюджетный дефицит и государственный долг. [c.126]

Законом о федеральном бюджете на 1997 г. от 26.02.97 № 29-ФЗ в составе федерального бюджета образован Бюджет развития РФ на 1997 год (ст. 84), который должен способствовать привлечению частных инвесторов и инвестиционных институтов на реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики. Расходы по Бюджету развития относятся к перечню защищенных от секвестирования расходов бюджета (ст. 79), тогда как расходы на инвестиционную программу относятся к незащищенным статьям расходов бюджета (ст. 76). [c.157]

ЗАЩИТНЫЕ СТАТЬИ БЮДЖЕТА — статьи бюджетных договоров, не подлежащие сокращению, секвестированию в силу их особой важности для государства и населения. [c.133]

Ухудшение экономического состояния страны, ограниченность финансовых ресурсов привело к существенному снижению расходов на национальную оборону и, соответственно, финансирование перевооружения армии. Если в 1996-1997 гг. фактическое исполнение бюджета по статье «национальная оборона» было на уровне 80%, то в 1998 г. оно составило лишь 35% (см. табл. 2). При этом в наибольшей степени секвестированию, как правило, подвергаются расходы на закупку вооружения и военной техники. [c.223]

В Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 октября 1998 г. «О финансировании оборонного промышленного комплекса Российской Федерации» говорится, что «объем долга федерального бюджета предприятиям оборонного промышленного комплекса по госзаказу, финансовых потерь предприятий из-за вынужденного содержания мобилизационных мощностей, незавершенного производства, которое возникает вследствие корректировки, секвестирования и несвоевременного утверждения оборонного госзаказа, применения заменителей денег, кредитов для авансирования работ по госзаказу, несвоевременного финансирования конверсии оборонной промышленности, а также других расходов достигает 40 млрд рублей». Прямая задолженность государства предприятиям ВПК по оборонному заказу, по данным Минэкономики, составила на 1.01.98 г. 18,4 млрд руб., а к концу 1998 г. она увеличилась до 25 млрд руб. [c.228]

Ключевой проблемой является выбор методов и учет конкретно-исторических условий проведения смены экономического механизма хозяйствования. Главным показателем в процессе реформирования, является величина государственных расходов, отводимая на эти цели. Роль государства на настоящем этапе переходного периода очень высока. Достаточно сказать, что доля госсобственности составляет треть всех активов, не считая земли. В бюджете 1997 г. государственные расходы в т.ч. и на цели реформирования (до секвестирования) выделялось 45% от ВВП.1 [c.37]

Как уже отмечалось, финансирование учреждений осуществляется по так называемым лимитам. По другой терминологии это называется в соответствии с кассовым планом финансирования , который зачастую не выполняется из-за недопоступления доходов. Лимиты финансирования представляют собой объемы бюджетных обязательств, определяемые и утверждаемые для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. В настоящее время лимиты бюджетных обязательств устанавливаются ежемесячно, исходя из бюджетных возможностей. Определение и утверждение лимитов, или кассовое планирование представляет собой процесс оценки поступления доходных источников и расходования средств в течение предстоящего бюджетного периода. В первую очередь учитывается необходимость полного обеспечения расходов по защищенным бюджетным статьям. В пре-делахлимитов бюджетополучатели имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей. Органу, исполняющему бюджет, предоставлено право в одностороннем порядке уменьшать лимиты в случае секвестирования бюджета либо отсрочить предоставление лимитов сроком на три месяца, но не более 10% суммы квартала, в котором производится отсрочка. [c.273]

Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темп роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению долгом. Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительна для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки свудного процента или учетной ставки. Все это ограничивает возможности инфляции. [c.126]

Читайте также:  Как добавить карты в wallet

Вместо секвестирования бюджета на сумму в 108 трлн.рублей надо провести денежную эмиссию на эту сумму, заявил вчера секретарь Федерации независимых профсоюзов России Андрей Исаев. Он признал, что «при эмиссии денег возможен всплеск инфляции, но из двух зол надо выбирать меньшее». «У большей части населения нет денег, а после эмиссии они хоть что-то получат»,- заявил Исаев. «При условии, что новые деньги не выйдут за пределы России, то 40% из них тут же вернутся в бюджеты всех уровней за счет погашения долгов по коммунальным услугам, энергоресурсам и налогам»,- считает секретарь ФНПР. [c.74]

Несмотря на то что Правила честной торговли, выработанные еще в 1979 г. в США, признали деление на AtL и BtL «неконкурентоспособным и не подлежащим юридическим ограничениям», подобное разделение полномочий становится все более популярным на территории России. В то время как большинство американских агентств декларируют работу «вне линии», российские рекламисты и маркетологи отдают предпочтение специализированным маркетинговым коммуникациям. Согласно различным прогнозам, в течение ближайших двух лет BtL-коммуникации продолжат свое триумфальное шествие по России, в то время как бюджеты AtL-коммуника-ций будут находиться в состоянии постоянной трансформации и секвестирования. Оправдаются ли эти ожидания или же на смену «линейным» маркетинговым коммуникациям придет интегрированный маркетинг — вопрос времени, который на сегодняшний день остается открытым. [c.89]

Секвестирование бюджета — это урезание доходов. Особенности и причины секвестирования

Все налоги и сборы образуют бюджет страны. При нормальном перераспределении средств этих денег хватает на различные государственные социальные программы, пополнение запасов, повышение обороноспособности, разработку различных инноваций, управление, осуществление различных экономических преобразований. Но что делать, когда расходы государства превышают поступления в бюджет? Один из самых эффективных механизмов снижения расходной части баланса страны — это секвестирование бюджета.

Определение секвестрования

Секвестирование бюджета – это термин, пришедший к нам из западных учений об экономике. Слово произошло от латинского Sequestrum, что значит «хранение». Слово применяется в банковской, судебной сфере, к примеру, для ареста денег на счетах. Но в последнее время оно чаще всего слышится в контексте государственных экономических программ. И применяется данное понятие в контексте урезания, уменьшения каких-либо финансовых средств.

Почему урезается бюджет

Дефицит бюджетных средств можно покрывать по-разному. Прежде чем пересматривать финансирование текущих проектов, государство изыскивает возможность привлечения сторонних средств. Это могут быть «долгие» государственные займы, которые обеспечиваются имуществом самого государства, привлечение иностранных инвестиций, продажа или долгосрочная аренда государственных предприятий и прочее.

Если доступ к внешним источникам финансирования закрыт, возможен выпуск облигаций внутреннего займа, которые могут купить все желающие. Если привлеченных средств мало, пересматриваются текущие планы и программы, включаются процессы, призванные сбалансировать бюджет. Одним из них и является секвестирование бюджета. Это крайне непопулярная мера урезания расходов, но без нее государство может быть признано банкротом.

Необходимо принимать во внимание, что дефицит бюджета считается вполне допустимым, если статьи расходов превышают доходные на 5-10%. Если этот диапазон лежит в пределах 10-20%, включаются «мягкие» режимы экономии средств. И лишь при дефиците выше 20% меры экономии ужесточаются вплоть до применения непопулярных, но крайне эффективных действий по сокращению расходов.

Как производится секвестирование

Просто так взять и не выделить средства на развитие той или иной программы невозможно. Для этого нужны весомые причины. Решение об урезании финансирования принимается на уровне контролирующих органов — кто контролирует проект, тот и рассматривает изменение количества средств на его реализацию.

Механизм секвестирования вводится в отношении бюджета, если полученных доходов явно недостаточно для реализации первостепенных задач. Профильный комитет в контролирующих органах определяет долю недостачи и на этот процент урезает все текущие программы.

В общем случае механизм секвестирования вводится в отношении нижестоящего бюджета, на который и выделяются средства. Такая линейка позволяет осуществлять администрирование расходов вертикально, сверху вниз. При этом механизм секвестирования в отношении вышестоящего бюджета не применяется. Его итогом должно стать выравнивание статей расходов и доходов для стабилизации макроэкономической ситуации в стране. Сбалансированный бюджет повысит экономическую репутацию государства — а значит, сделает его более привлекательным для возможных инвесторов.

Перечень проектов, финансирование которых урезанию не подлежит, утверждается Минфином страны при согласовании с Кабинетом министров. Это могут быть расходы на оборону или на реализацию программ федерального значения.

Подведение итогов

Как можно понять, секвестрование бюджета – это достаточно эффективный способ урегулирования дефицита. Но, к сожалению, в первую очередь такая мера отражается на рядовых гражданах. Снижаются расходы на медобслуживание и образование, уменьшается количество отремонтированных дорог и возведенных объектов муниципального и государственного значения. Все запланированные программы урезаются на 5-10%, в зависимости от обнаруженного дефицита.

Снижение финансирования проводится одновременно и пропорционально. Вместе с тем, некоторые проекты секвестрованию не подлежат, к примеру, обслуживание внешнего экономического долга государства.

Секвестирование бюджета — это сокращение расходов

Секвестирование – это, если в двух словах, снижение затрат. Оно обуславливается объективными обстоятельствами. Как правило, это понятие используется в финансовой сфере. В определенных ситуациях требуется «урезание» затратной части денежного фонда государства. При возникновении предпосылок к значительному дефициту во всех направлениях производятся сокращения расходов.

Секвестирование бюджета – что это такое?

Существующую сегодня в России (да и во всем мире) экономическую ситуацию нельзя назвать стабильной. У любого государства могут возникнуть непредвиденные финансовые проблемы, для решения которых придется отступать от запланированной госполитики. В таких ситуациях применяется вынужденная мера – секвестирование бюджета. Это позволяет искусственно устранить дефицит средств в стране. Уменьшение расходов производится на конкретную величину. Урезание происходит пропорционально по всем статьям. Стоит сказать, что одной из причин дефицита выступает превышение затратной части над доходной. Между тем на практике могут складываться различные обстоятельства, обуславливающие необходимость провести секвестирование бюджета. Это , в частности, ошибки при расчете и формировании бюджета, непредвиденные факторы (форс-мажор). Кроме того, необходимость урезания расходов может обуславливаться политическими конфликтами, войнами, ростом коррупции в государственном аппарате, масштабными катастрофами и так далее.

Особенности уменьшения затрат

Как выше было сказано, секвестирование бюджета – это пропорциональное урезание расходных статей. Стоит отметить, что данная мера не касается так называемых «защищенных» направлений финансирования. К ним, в частности, относят сферу здравоохранения, соцзащиты и пр. Эти статьи не могут пересматриваться и сокращаться.

Читайте также:  Как считать аванс

Ответственные субъекты

Нормативными актами определены структуры, уполномоченные производить секвестирование бюджета. Это :

  1. Минфин.
  2. Руководитель финансовой структуры МО.
  3. Правительство.
  4. Исполнительные институты региональной власти.
  5. Местное самоуправление.

Для каждого из указанных субъектов установлены условия, при которых они могут провести секвестирование бюджета. Это :

  1. Для Минфина и руководителя муниципального финансового органа – снижение объема поступающих доходов при исполнении плана, что приводит к неполному финансированию казны (до 5 %). Указанные структуры самостоятельно вводят специальный режим.
  2. Для территориальных, региональных органов, а также Правительства – сокращение доходов на 5-10 %. Они также вправе самостоятельно провести секвестирование бюджета. Это сокращение осуществляется по всем объектам, которые входят в адресную инвестиционную программу.
  3. Для исполнительных структур – повышение расходов до 10 %. Указанные субъекты направляют в Правительство варианты решения вопроса и дополнительные пояснения к закону «О бюджете». Государственная дума должна созвать внеочередное заседание и в 25-дневный срок принять постановление о финансовом плане в трех чтениях.

Нормативный акт, принятый депутатами, направляется в СФ. Постановление рассматривается в течение 2 недель. В случае отклонения акта осуществляется согласование финансового плана с БК.

Пример

В 2014 г. было проведено секвестирование бюджета Новосибирской области. Корректировка плана была утверждена 29 апреля. В ходе обсуждений законодательное собрание решило прекратить финансирование ПЛП (промышленно-логистического парка) на 400 млн р. Вместе с тем депутаты предложили множество поправок, реализация которых требовала порядка 4 млрд р. В результате обсуждений были внесены изменения в региональный закон «О бюджете» на 2014 г., а также плановые 2015-2016 гг. Корректировка включала в себя три ключевые задачи. Первая заключалась в отражении в показателях бюджета целевых ресурсов, вторая касалась дополнительных затрат, третья – урегулирования переходящего кредиторского долга с 2013 г. Его сумма составила больше 7 млрд р. Эта задолженность образовалась ввиду неисполнения доходных статей по налогу на прибыль и акцизам на спиртосодержащие товары.

Другие значения термина

Слово «секвестр» используется в разных сферах деятельности. К примеру, в юриспруденции этот термин обозначает принудительную либо добровольную передачу материальных ценностей доверительному управляющему. Последний, в свою очередь, обязан хранить имущество до момента разрешения спора о его собственнике. Секвестр может быть судебным либо договорным. В последнем случае стороны оформляют соглашение, в котором обозначают условия передачи вещи третьему лицу. Договор накладывает на посредника определенные обязательства. В частности, он должен хранить вещь надлежащим образом и вернуть ее после принятия решения по спору о праве собственности. Возврат осуществляется тому субъекту, за кем оно будет установлено. Отношения участников таких споров регламентируются 926 статьей ГК, а также 86 нормой ФЗ № 229.

Секвестирование бюджета — это что?

Сведение дебета с кредитом – это вопрос, который волнует не только отдельных людей и предпринимателей, но и целые страны. Одно дело составить бюджет на год, совсем другое – выполнить его. Государство, конечно же, может обратиться к международному кредитованию, но это далеко не всегда выгодно. На этот случай и существует секвестирование бюджета. Эта процедура законодательно установлена в США и некоторых странах, в большинстве же это название стараются не озвучивать, преподнося сокращение расходов как необходимую, но не обязательную меру.

Секвестирование бюджета: что это?

Законодательство США предусматривает процедуру, которая ограничивает государственные расходы по четко установленным категориям. Это и есть секвестирование бюджета. Конгресс принимает размер ежегодных ассигнований. Если расходы превышают установленные, то происходит одновременное и пропорциональное их сокращение по всем категориям. Эта сумма не перечисляется в указанные области, а оставляется в Казначействе. Сам термин «секвестирование бюджета» взят из юридических наук. В правовых науках он означает передачу имущества судебным приставам для того, чтобы предотвратить нанесение ему ущерба до рассмотрения спора в суде.

Акт Грэмма-Рудмэна-Холлингса и современность

Термин «секвестирование бюджета» был впервые применен в американском законе 1985 года. Ему была посвящена целая часть акта о сокращении дефицита, составленного Грэммом, Рудмэном и Холлингсом. Но уже в 1990 году было принято решение отказаться от жестких ограничений. Новая система просуществовала 12 лет. Затем долгое время секвестирование было предметом обсуждения экспертов. Но в 2011 году эта процедура стала составной частью Акта о контроле за бюджетом. С помощью этого законопроекта удалось разрешить проблему превышения установленного предела долгов. Был создан Комитет по сокращению долга. Секвестирование расходов бюджета – это последняя мера, которая может быть применена в том случае, если Конгрессу не удастся принять закон об сокращении расходов. Многие эксперты говорили о секвестировании бюджета в 2013 году. К радости налогоплательщиков, правительству удалось избежать этого.

Бюджетный процесс в России

Каждый год правительство формирует Федеральный закон, который показывает, как будет жить население страны. Затем бюджет подписывается Президентом и вступает в силу. Финансовый год в этом случае полностью совпадает с календарным. Главными составляющими бюджета являются доходы, расходы и их разница. В РФ наблюдается дефицит, то есть затраты правительства не покрываются налоговыми и другими поступлениями. Если 50 миллиардов – это доходы, а расходы – 150, то значит, стране необходимо где-то изыскать те недостаточные 100. Дефицит – это балансирующая статья. Можно поставить туда какую угодно сумму, но от этого в государстве не появятся дополнительные деньги. Если на финансирование определенных проектов нет ресурсов, то это просто обман населения. Более того такое положение вещей создает прецедент для бесконтрольного распоряжения средствами: можно одну статью уменьшить на 10%, другую – на 50, третью – совсем убрать. А разве можно сказать в этом случае, что бюджет исполняется? Тем не менее в России зачастую именно так и происходит.

Покрытие дефицита

Если денег не хватает, то логично их где-нибудь занять. Понятно, что потом их придется отдавать с процентами, но здесь на первый план выходит кризисная текущая ситуация, а не мечты о хороших перспективах. К источникам покрытия дефицита относят заимствования у физических и юридических лиц, а также международных организаций и других государств. Проблема с последними состоит в том, что их кредиты зачастую сопряжены с политических влиянием на внутреннюю обстановку в стране с нехваткой денежных средств.

Кроме того, государство может выпускать облигации, которые покупают физические и юридические лица. Но важно понимать, что деньги все равно рано или поздно придется отдавать, поэтому расходы бюджета должны быть связаны не с популистскими лозунгами, а с реально перспективными отраслями с большой отдачей.

Функциональная классификация

Для того чтобы не приходилось в дальнейшем секвестировать бюджет, важно с самого начала правильно установить расходы на те или иные отрасли. Функциональная характеристика показывает, куда тратятся деньги. Например, по ней можно узнать, сколько средств ушло на реализацию управления, оборону, здравоохранение и образование. При этом эта характеристика едина для всех субъектов РФ. Далее все расходы и доходы сводятся в консолидированный бюджет. В наиболее общем виде он состоит из трех частей: содержание министерств и других управленческих органов, взаимодействие с территориями, выполнение определенных программ развития. Что касается трансфертов, то у них нет целевой направленности. Общие расходы на субъект федерации считаются по нормам. Это означает, что к некоторым регионам может применяться удорожающий коэффициент (например, Север).

Читайте также:  Как поставить апостиль

Секвестирование бюджета 2014

Следствием постоянного дефицита является возрастающая с каждым годом необходимость сокращения расходной части и поиска новых способов ее финансирования. В конце 2013 года министр финансов РФ заявил о необходимости уменьшения бюджетных ассигнований. Он подчеркнул, что секвестирование бюджета на 2014 год не предусмотрено. Антон Силуанов заверил, что это не урезание расходов, а выбор приоритетов, соответствующих требованиям времени. Увеличение дефицита в 400 миллиарда рублей не позволяет выделить средства на развитие Забайкалья и Дальнего Востока, а также развитие инфраструктуры, необходимой для Чемпионата мира по футболу, который пройдет уже через 4 года в РФ. Поэтому, по словам министра, нужно сменить приоритеты и направить деньги в более перспективные отрасли. На 2014 год доходы запланированы на уровне 13,4 триллионов.

Тем не менее новый бюджет вызвал очень много критики. Большинство называют перераспределение средств секвестированием. Эксперты считают, что гораздо более правильным шагом всегда является расширение доходной части, а не пристальный контроль за растратами.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ Путеводитель по кредитам и законам

Секвестирование

А ведь есть, пожалуй, у этого ненашего словечка все шансы прижиться в нашем почтенном языке. Потому что – понравилось. Кажется, одни ребра торчат – “кв”, “стр”, а людям вкусно: и так, и эдак меняется и во всякую строку ложится. А то и смачно: газеты почитаешь, так тот секвестр у нас и “дубина” (по версии “Эксперта”), и “кнут” (“Завтра”) и даже “обрезание” (вдохновенный “Московский комсомолец”).


А уж коли словечко за непристойность зацепилось, то теперь его из русского языка не вытравишь. Но и без того секвестр наступает со страшной силою. Есть уже кроме него два существительных: “секвестирование” и “секвестрование”, изобретено прилагательное “секвестровый”, есть и глаголы – “секвестрировать” и “секвестровать”. Последние, кстати, особенно полюбились нашему народу и зажили своей собственной самостоятельной жизнью. Можно уже сказать “секвестрировать конкурентов”, в смысле – турнуть. А если кто-то слишком разговорчивый, то не грех и его “секвестрировать”. То есть – укоротить. Вот заведем себе “секвеструшко” да “секвестрище”, и совсем ручное слово получится.

Правовые основы секвестра

А раз уж нам жить вместе долго, давайте знакомиться. Непривычное для большинства, слово “секвестр” уже давно обитает в нескольких профессиональных языках. У медиков это – омертвелый, отторгшийся участок какого-либо органа, чаще всего кости. В праве – ограничение или запрещение, налагаемое государственной властью на пользование или распоряжение каким-либо имуществом. Но мы сегодня слышим о “секвестре бюджета”. Что же у них там омертвело или отторглось? Чем и кому будет запрещено распоряжаться?

Зачем режут бюджет

Возможность секвестра бюджета предусматривалась в бюджетном законодательстве России еще в бытность ее Федеративной Социалистической республикой. Идея проста. Сбалансированный бюджет (когда государство тратит столько, сколько получает) – хорошо. Несбалансированный (в нашем случае – дефицитный, когда тратится больше, чем зарабатывается) – плохо. Если бы речь шла о каждом из нас, то для “покрытия дефицита” приходилось либо проедать запасы, либо жить в долг. Для государства кроме этих возможностей существует еще соблазн напечатать себе недостающие деньги. Но лучше этого не делать.

Как составляется бюджет?

Рассчитываем, сколько можем получить. Определяем, как будем тратить. Для чего долго торгуемся с заинтересованными лицами. Если выясняется, что жить по средствам не получается, определяем предельный дефицит бюджета. И на эту сумму едим запасы. Или берем в долг. Или, наконец, все же печатаем деньги. Но не больше. Ну а что же делать, если по ходу дела выясняется, что денег собирается меньше, чем предполагалось? Возможностей опять две. Можно выбить их во что бы то ни стало. Вот и в древнеримской администрации была должность квестора – слово созвучно нашему, хоть и другого корня. Обладатель этого титула совмещал обязанности хранителя государственной казны и следователя по уголовным преступлениям, имевшего право на применение пытки. Это “к слову”. Но если выбить деньги не удается, или по каким-либо причинам этот путь отвергается, надо сокращать расходы. А как их сократить, если всем уже обещано?

Секвестр – самый простой выход из трудного положения

Заранее (при составлении бюджета) определены “защищенные” расходные статьи бюджета, платить по которым нужно из последних сил. Их не трогают. А все другие сокращаются в одной и той же пропорции (на 5, 10, 15 и так далее процентов) – каждый месяц до конца финансового года. Канючить бесполезно – “режут” всех одинаково. Нужно только принять решение (будет ли секвестр) и определить величину пропорционального сокращения (сколько же процентов долой). На этом торг прекращается. Меньше подковерной возни – вот главная прелесть всей процедуры. Только такая операция и может называться секвестром. У нас же это слово часто употребляется в другом значении: посовещаться и решить, какие статьи бюджета финансировать, а какие и так обойдутся. Это нестрого. Это согласование, утряска, изменение бюджета – все, что хотите, но только не секвестр, суровое и решительное урезание.

Что нам сулит изменение бюджета

У нас очень много людей, чьи доходы зависят от состояния бюджета. Кроме собственно “бюджетников”, – студентов, пенсионеров, получателей льгот и пособий, – это могут быть и работники предприятия, которое не поднимется без госзаказа, и мелкие предприниматели, их обслуживающие… И каждому важно знать, “защищена” ли “его” статья бюджета, а если нет, то сколько он недополучит. Так вот, утешить их пока нечем. Обычно социальные расходы относятся к числу “защищенных”. Но о нашем бюджете сегодня нельзя этого сказать наверняка. А все потому, что в законопроекте о “секвестре” предлагается ввести новый перечень защищенных статей и непредусмотренные бюджетным законодательством расходы. Этот закон предстоит принимать Государственной думе (когда она соберется после летних каникул), так что торги и споры о том, кто несчастнее, еще впереди. Кроме того, если социальные выплаты “защищены”, то как быть с такой своеобразной статьей бюджета, как долги по социальным выплатам?

Кому нужны бюджетные сокращения?

В частной беседе бывший министр финансов А.Лившиц не смог ответить, по какой схеме может произойти их урезание. Будут ли выплачены все долги, а затем пропорционально уменьшены пенсии и зарплаты? Или текущие пенсии и зарплаты будут “защищены”, а долги по ним признаны “омертвелой, отторгнутой частью” государственных финансов? Это, как говорится, две большие разницы. К этому следует добавить, что единства мнений относительно необходимости бюджетных сокращений, конечно, нет.

Кто-то считает, что проще и приятнее напечатать деньги. Кто-то (видимо, гордые наследники римских квесторов) – что надо быть построже с налогоплательщиками. А оппозиция – что в этом во всем вообще немного смысла и нужно кормить кредитами “реальное производство”, а не играть в денежные фантики. Так что не совсем корректно государственные финансисты пользуются подаренным нам словом. Не по назначению. Но зато расширили наш словарный запас. А нам остается “секвестр” обживать, задействовать и баловаться в свое удовольствие.

Ссылка на основную публикацию