Что такое фатф - Carmoneynv.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Что такое фатф

Что такое фатф

ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег — Financial Action Task Force, FATF) учреждена «семеркой» при участии Европейской комиссии в ходе Парижской встречи G7 в июле 1989 года.

Создание Группы стало ответом на возросшие объемы отмываемых преступных доходов во всем мире. С учетом сложности работы по выявлению грязных денег в международной финансовой системе возникло понимание неотложности разработки коллективных мер противодействия финансовым преступлениям.

Российская Федерация принята в члены в июне 2003 года.

ФАТФ поддерживает партнерские отношения с региональными группами по типу ФАТФ (РГТФ), объединяющими страны, готовые к выполнению 40 рекомендаций и взаимной оценке своих национальных систем ПОД/ФТ:

1. Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (МАНИВЭЛ — MONEYVAL);
2. Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ — EAG);
3. Азиатско-Тихоокеанская группа борьбы с отмыванием денег (АТГ-APG);
4. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег государств Ближнего Востока и Северной Африки (МЕНАФАТФ — MENAFATF);
5. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег государств Латинской Америки (ГАФИЛАТ — GAFILAT);
6. Межправительственная группа по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке (ГИАБА — GIABA);
7. Группа по борьбе с отмыванием денег государств Восточной и Южной Африки (ЕСААМЛГ — ESAAMLG);
8. Карибская группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (СИФАТФ — CFATF);
9. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в Центральной Африке (ГАБАК — GABАС).

Сходные с РГТФ функции имеет Оффшорная группа банковского надзора (ОГБН).

Стратегия ФАТФ состоит из следующих основных компонентов:

— разработка международных стандартов в борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма;
— осуществление мониторинга за исполнением данных стандартов; проведение исследований рисков, трендов и типологий отмывания денег и финансирования терроризма с разработкой методологий борьбы с этими видами преступлений;
— развитие надежных и эффективных региональных структур, организованных по тем же принципам, что и ФАТФ;
— расширение сотрудничества с профильными международными организациями.

ФАТФ поддерживает контакты с ООН, Советом Европы, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международным валютным фондом, Интерполом, Европолом, Советом по таможенному сотрудничеству и другими международными организациями, а также с международным профессиональным объединением подразделений финансовой разведки (ПФР) — Группой «Эгмонт».

Секретариат ФАТФ расположен в штаб-квартире Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в г. Париже. При этом ФАТФ независима и не входит в структуру ОЭСР или какой-либо другой международной организации.

В задачи ФАТФ входит:

1. Выработка рекомендаций в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Так, в феврале 1990 года ФАТФ были разработаны и предложены на рассмотрение всех заинтересованных стран, в том числе с неразвитой финансовой системой, 40 Рекомендаций по борьбе с отмыванием денег, которые являются конкретными предложениями по совершенствованию странами-участницами своих законодательных систем и финансовых структур, направленными на повышение эффективности совместной борьбы государств с отмыванием денег, а также на укрепление международного сотрудничества в этой области.

В июне 1996 года эти Рекомендации были пересмотрены с целью их адаптации к меняющимся мировым тенденциям в области отмывания денег, а также к динамике технологического прогресса в сфере финансовых услуг.

В ответ на серьезное изменение ситуации в мире после событий 11 сентября 2001 года ФАТФ на своем внеочередном Пленарном заседании в Вашингтоне в октябре 2001 года приняла решение о расширении сферы своей деятельности в области борьбы с финансированием терроризма, а также о проведении в мировом масштабе мониторинга предпринимаемых действий в этом направлении. Были одобрены новые международные стандарты — 8 Специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма, и утвержден соответствующий План действий.
В июне 2003 года с учетом обобщенного международного опыта ФАТФ приняла новую редакцию 40 Рекомендаций.
В октябре 2004 года была принята 9 Специальная рекомендация о контроле над перемещением наличных денежных средств физическими лицами.

В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1617 (2005) 40+9 рекомендаций ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами-членами ООН.

В феврале 2012 года утверждены обновленные стандарты — 40 Рекомендаций, являющиеся компиляцией 40+9 старых Рекомендаций, а также включающие новые положения, касающиеся, в частности, противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения и применения риск-ориентированного подхода на национальном уровне.

В феврале 2013 года утверждена новая Методология оценки технического соответствия Рекомендациям ФАТФ и эффективности национальных систем ПОД/ФТ.

2. Проведение взаимных оценок в странах-участницах на предмет соответствия национальных законодательств и действующей практики в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма Рекомендациям ФАТФ.

3. Изучение ситуации в странах, которые активно используются международной организованной преступностью для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Взаимоотношения с такими странами руководство ФАТФ строит на основе «регионального подхода», т.е. взаимодействие с отдельными странами и группами стран постепенно переводится в плоскость сотрудничества с Региональными группами по типу ФАТФ (РГТФ).

4. Организация и проведение на регулярной основе в различных странах мира конференций, симпозиумов и семинаров по финансовым и юридическим вопросам, а также проблемам в сфере законодательства в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

Деятельность ФАТФ проявилась и в содействии созданию в различных странах мира подразделений финансовой разведки (ПФР), предназначенных для выявления случаев злоумышленного использования в преступных целях их финансовых систем и обеспечения соблюдения законодательства в области борьбы с финансовыми правонарушениями.
Важно отметить, что ФАТФ проводит оценки выполнения своих Рекомендаций.

Составляемые по итогам этих мероприятий отчеты и доклады руководство организации направляет странам-участницам для передачи своим компетентным органам.

ФАТФ проводит постоянную работу по совершенствованию мер борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. В частности, в октябре 2006 года было принято решение о создании Рабочей группы по оценке международного сотрудничества (ICRG).

В соответствии с целями, обозначенными в программных документах, ФАТФ придерживается курса на увеличение числа своих членов путем привлечения стратегически значимых стран, которые могли бы использовать своё влияние в регионах для целей повышения эффективности борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

В 2008 году прошел третий раунд взаимной оценки соответствия российской системы ПОД/ФТ международным стандартам, который проводился совместно экспертами ФАТФ, МАНИВЭЛ и ЕАГ.

Ранее Российская Федерация уже прошла две такие оценки — в сентябре 2002 года и в апреле 2003 года. По результатам этих оценок в октябре 2002 года Россия была исключена их «черного» списка ФАТФ, а в 2003 г. стала ее полноправным членом.
Начиная с 2010 г. Россия регулярно отчитывалась о прогрессе в совершенствовании национальной системы ПОД/ФТ на пленарных заседаниях ФАТФ. В октябре 2013 г. был представлен шестой отчёт, по результатам рассмотрения которого наша страна была снята с мониторинга до проведения нового раунда взаимных оценок. В марте 2019 года состоялась выездная миссия в Москву, результаты взаимной оценки будут обсуждаться на октябрьском пленарном заседании.

В отличие от предыдущих оценок, в рамках четвертого раунда оценивается не только формальное соответствие организационно-правовых основ системы ПОД/ФТ Рекомендациям ФАТФ, но и эффективность их реализации на всех уровнях: в ПФР, надзорных, правоохранительных и судебных органах, в финансовых и иных подотчетных организациях.
В 2013-2014 гг. российский представитель (В.Нечаев) впервые в истории ФАТФ стал ее Президентом. Итоги нашего председательства получили высокую оценку со стороны международного сообщества и способствовали дальнейшему укреплению авторитета России на профильной международной арене.

С 1 июля 2019 года новым Президентом ФАТФ стал генеральный директор Юридического департамента Народного банка Китая Сянмин Лю из Китайской Народной Республики. Пост вице-президента занял заместитель генерального директора Федерального министерства финансов Германии Маркус Плейер из Германии.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года № 1946-р к Секретариату ФАТФ в Париже прикомандирован российский представитель, обеспечение пребывания которого осуществляется в форме перечисления добровольного взноса нашей страны в бюджет Группы.

В настоящее время ФАТФ состоит из 37 юрисдикций и двух региональных организаций, представляющих большинство крупных финансовых центров во всех частях земного шара.

Список членов ФАТФ:
• Австралия
• Австрия
• Аргентина
• Бельгия
• Бразилия
• Великобритания
• Германия
• Гонконг, Китай
• Греция
• Дания
• Европейская комиссия
• Израиль
• Индия
• Ирландия
• Исландия
• Испания
• Италия
• Канада
• Китай
• Люксембург
• Малайзия
• Мексика
• Нидерланды
• Новая Зеландия
• Норвегия
• Португалия
• Республика Корея
• Российская Федерация
• Саудовская Аравия
• Сингапур
• Совет сотрудничества в Персидском заливе
• Соединенные Штаты
• Турция
• Финляндия
• Франция
• Швейцария
• Швеция
• Южная Африка
• Япония

Государство-наблюдатель:
• Индонезия

ФАТФ: международная борьба с отмыванием денег

Что такое ФАТФ (FATF)

ФАТФ — это группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, по-английски Financial Action Task Force или FATF. Группа ФАТФ создает международные стандарты для борьбы с преступным отмыванием доходов и финансированием террористических организаций. Она же контролирует законодательство стран-участниц: оно должно быть созвучно разработанным стандартам.

Группа учреждена большой «семеркой» стран в ходе Парижской встречи 1989 года. Сегодня в состав межправительственной организации входят 35 государств, 2 организации. В качестве наблюдателей выступают 20 организаций и одна страна. Россия входит в состав ФАТФ с 19 января 2003 года.

Читайте также:  Что такое шимминг

40 рекомендаций ФАТФ (FATF)

Главный инструмент борьбы с преступным отмыванием денег по всему миру — это 40 рекомендаций, которые должны учитывать в своем законодательстве страны FATF. Эти рекомендации пересматриваются в среднем раз в пять лет — на специальном Пленарном заседании.

Впервые рекомендации FATF были выпущены в 1990 году.

  1. Законодательство государств ФАТФ должно рассматривать отмывание денег как уголовное преступление.
  2. Чтобы доказать вину тех, кто отмывал деньги, достаточно объективного анализа и приведенных фактов. Физические улики не обязательны.
  3. По закону одним из наказаний за это преступление должна быть конфискация имущества, которое получено через отмывание денег, и устранение средств отмывания.
  4. Банковская тайна — не причина игнорировать рекомендации ФАТФ.
  5. Банки и финансовые организации по закону должны собирать и хранить информацию о своих клиентах.
  6. Банки и финансовые организации особенно внимательно должны работать с чиновниками, их родственниками и близкими людьми.
  7. Банки не должны сотрудничать с кредитными организациями, которые не проверяют своих клиентов.
  8. Банкам и финансовым организациям необходимо следить за развитием технологий, которые могут повысить анонимность их клиентов.
  9. Если клиента, который уличен в отмывании денег, привлек посредник, наказание несет финансовая организация, которая наняла этого посредника.
  10. Архивы, связанные с клиентом, должны храниться не меньше пяти лет с тех пор, как клиент отказался от сотрудничества с финансовой организацией.
  11. Если операция выглядит подозрительной, банк вправе получить от клиента письменную объяснительную его действий и решений.
  12. Кроме банков сбором информации о своих клиентах занимаются казино, агентства недвижимости, ювелирные магазины, юристы, нотариусы, бухгалтеры и независимые финансовые эксперты.
  13. Банки должны сообщать правительству обо всех подозрительных операциях, которые через них проходят.
  14. Банки не несут ответственности за раскрытие информации о клиенте, который проводит подозрительные сделки.
  15. У всех банков и финансовых организаций страны должны быть свои программы и алгоритмы, которые мешают отмывать через них деньги.
  16. Бухгалтеры, юристы, нотариусы и аудиторы обязаны сообщать о подозрительных операциях юр. лиц, с которыми они работают.
  17. В законах должны быть предусмотрены эффективные наказания за игнорирование рекомендаций ФАТФ.
  18. Запрещено создавать фиктивные банки. Другим банкам запрещено проводить операции с фиктивными банками и организациями.
  19. Таможенные службы контролируют физическое перемещение материальных ценностей за границу. Банки обязаны сообщать обо всех международных валютных операциях, суммы которых превышают лимиты.
  20. Рекомендации ФАТФ распространяются на все сферы бизнеса.
  21. Банки и другие финансовые организации должны с осторожностью работать со странами, которые не следуют рекомендациям ФАТФ.
  22. Рекомендации ФАТФ распространяются на все филиалы и представительства, которые работают в любой другой стране.
  23. В законодательствах должны быть предусмотрены меры, которые помешают преступниками управлять финансовыми и банковскими организациями.
  24. В нефинансовой сфере контроль за выполнением рекомендаций ФАТФ ложится на государство и саморегулируемые организации.
  25. Для каждой сферы бизнеса необходимы инструкции по борьбе с отмыванием денег.
  26. Рекомендуется создание национальной организации по борьбе с отмыванием денег.
  27. Правоохранительные органы наделяются специальными правами для расследования преступлений, связанных с отмыванием денег.
  28. Они получают право требовать любые документы для расследования.
  29. Надзорный орган получает право на проведение проверок любых организаций, которые подозреваются в отмывании.
  30. Государство обеспечивает национальные организации по борьбе с отмыванием средств всеми техническими, финансовыми, человеческими и другими ресурсами.
  31. Организация, которая борется с отмыванием денег внутри страны, должна иметь тесные связи с силовыми структурами этой страны.
  32. Такая организация обязана вести учет эффективности мер, которые она применяет.
  33. Специальный орган должен получить полный доступ к информации о владельцах всех компаний внутри страны.
  34. Законодательство о доверительном управлении должно быть максимально открытым.
  35. Страны обязаны признать Венскую и Палермскую конвенции ООН: они регламентируют борьбу с финансированием терроризма.
  36. Нужно помогать другим странам в расследовании преступлений по отмыванию денег. В том числе, предоставлять необходимую для этого информацию и доступы.
  37. Стране нужно оказать помощь, даже если отмывание денег в ней не считается преступлением.
  38. Страна-участница ФАТФ должна помогать другим государствам в поиске, конфискации и замораживании активов, которые могут быть связаны с отмыванием денег.
  39. Законодательство должно допускать экстрадицию преступников, которые связаны с отмыванием денег.
  40. Нужно помогать государственным организациям (своим и иностранным) обмениваться информацией и средствами для борьбы с отмыванием денег.

Черный и белый списки ФАТФ

ФАТФ разделяет страны мира на четыре группы — в зависимости от успешности их мер по борьбе с отмыванием и финансированию терроризма.

Группа I

Это страны, которые полностью выполняют рекомендации ФАТФ — то есть, практически все государства Группы, в том числе, Россия.

Полный список ФАТФ (FATF): Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Гонконг, Греция, Дания, Индия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Китай, Люксембург, Малайзия, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Российская Федерация, Сингапур, США, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, ЮАР, Республика Корея, Япония.

Группа II

Это страны, в которых не хватает внутренних ресурсов, чтобы регулировать отмывание денег. Но они предпринимают возможные меры.

В этом списке Алжир, Ангола, Камбоджа, Намибия, Туркменистан и другие беднейшие страны.

Группа III

Страны этой группы имеют существенные, стратегически важные пробелы в выполнении рекомендаций ФАТФ. Сюда относятся Куба, Боливия, Пакистан, Сирия, Турция.

Группа IV

Это группа, которая полностью игнорирует рекомендации ФАТФ и находится в режиме санкций. Сюда входят Северная Корея и Иран — они полностью отказываются сотрудничать с ФАТФ.

Вторая, третья и четвертая группы — это сферы риска для любого бизнеса. Все операции, которые проходят под юрисдикцией стран из этих групп автоматически попадают под подозрение и вызывают вопросы. Многие финансовые организации попросту отказываются проводить любые платежи в пользу получателей из этих государств.

Третья и четвертая группы – это черный список. Когда он был создан, в него попали большинство оффшорных стран Карибского бассейна и других регионов. Однако, за короткий срок этим государствам удалось привести свое законодательство в порядок и теперь бизнес на их территории является гораздо более безопасным и спокойным делом.

Что такое FATF и почему это важный орган

FATF (The Financial Action Task Force) — международная организация по борьбе с финансовыми преступлениями.

На русский язык её название принято переводить как Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Или просто говорят FATF, что профессионалам понятно.

FATF является межправительственным органом, созданным в июле 1989 года на саммите Группы семи (G-7) в Париже, первоначально для изучения и разработки мер по борьбе с отмыванием денег.

По состоянию на 2019 год членами FATF являются 36 стран: Аргентина, Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Греция, Гонконг, Дания, Израиль, Индия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Китай, Люксембург, Малайзия, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Россия, Сингапур, США, Турция, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, Южная Африка, Южная Корея, Япония.

Также в FATF входят две межстрановые организации: Европейская комиссия и Совет по сотрудничеству стран Персидского залива. Странами-наблюдателями FATF являются Индонезия и Саудовская Аравия. Ассоциированными членами FATF выступают многие международные организации. Их список ниже.

Цели FATF: установление стандартов и содействие эффективному осуществлению правовых, нормативных и оперативных мер по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и другими связанными с этим угрозами целостности международной финансовой системы. Таким образом, FATF является «директивным органом», который работает над созданием необходимой политической воли для проведения национальных законодательных и нормативных реформ в этих областях.

FATF разработала серию Рекомендаций, которые признаны международным стандартом по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма и распространением оружия массового уничтожения. Они формируют основу для скоординированного реагирования на эти угрозы целостности финансовой системы и помогают обеспечить равные правила игры. Впервые выпущенные в 1990 году, Рекомендации FATF были пересмотрены в 1996, 2001, 2003 и в 2012 году.

Орган, принимающий решения FATF, пленарное заседание, собирается три раза в год.

Президент ФАТФ

Президент ФАТФ является высокопоставленным должностным лицом, назначаемым Пленумом ФАТФ из числа его членов сроком на один год.

Срок полномочий Президента начинается 1 июля и заканчивается 30 июня следующего года. Президент созывает и председательствует на заседаниях Пленарного заседания ФАТФ и Руководящей группы, а также контролирует Секретариат ФАТФ.

Маршалл Биллингсли (Marshall Billingslea), Соединенные Штаты, вступил в должность президента ФАТФ 1 июля 2018 года. Он сменил Сантьяго Отаменди из Аргентины.

Биллингсли является помощником министра финансов США, возглавляющим Управление по финансированию терроризма и финансовым преступлениям. В этой роли он отвечает за разработку политики и международное участие в борьбе с отмыванием денег и противодействием финансированию терроризма.

Ранее Биллингсли работал в качестве управляющего директора в Deloitte, ответственном за ее группу Федеральной службы бизнес-аналитики, где он оказывал услуги комплексной проверки для широкого круга федеральных клиентов и компаний из списка Fortune 500. Он специализировался на расследовании структур бенефициарного владения и консультировал бизнес по юридическим и нормативным рискам, связанным с транзакциями третьих сторон.

Помимо Департамента казначейства, г-н Биллингсли работает на различных должностях в федеральном правительстве более десяти лет, в том числе в качестве заместителя заместителя министра военно-морского флота; Помощник генерального секретаря НАТО по оборонным инвестициям; Первый заместитель помощника министра обороны по специальным операциям и конфликтам низкой интенсивности; и заместитель помощника министра обороны по переговорной политике. Он также работал старшим профессиональным сотрудником по вопросам национальной безопасности в Комитете Сената по международным отношениям.

Читайте также:  Как заработать 5000 рублей

Г-н Биллингсли имеет степень бакалавра искусств в Дартмутском колледже и степень магистра в области права и дипломатии в Флетчерской школе Университета Тафтса. Президент Эстонии вручил ему Крест Терра Марианы; Рыцарский крест президента Польши; и Крест ордена «За заслуги» Чешской Республики. Он был награжден Министерством обороны США, а также министром военно-морского флота США — медалью за выдающуюся государственную службу.

Вице-президент ФАТФ

Вице-президент ФАТФ — Сянмин Лю из Китайской Народной Республики занял пост вице-президента ФАТФ в 2018 году.

Лю является генеральным директором юридического департамента Народного банка Китая, центрального банка Китая. В этой роли он отвечает за разработку многих ключевых законов, положений и политики финансового сектора Китая. Ранее Лю занимал должность Генерального директора Бюро по борьбе с отмыванием денег, отвечая за разработку и реализацию политики и правил Китая. Он занимал пост главы китайской делегации в ФАТФ. До прихода в центральный банк Лю занимался юридической практикой в известной международной юридической фирме в Нью-Йорке и работал в китайском фонде социального обеспечения. Ранее он также был научным сотрудником Гарвардской школы государственного управления им. Кеннеди, где занимался исследованиями финансовых и структурных реформ.

Лю получил доктора юриспруденции в Йельской юридической школе, где он был научным сотрудником Олина по вопросам права, экономики и государственной политики. Он получил степень по экономике в Пекинском университете и степень доктора политической экономии в Йельском университете.

Ассоциированные члены FATF (FATF Observer organisations):

African Development Bank
Anti-Money Laundering Liaison Committee of the Franc Zone (CLAB) [French]
Asian Development Bank
Basel Committee on Banking Supervision (BCBS)
Camden Asset Recovery Inter-agency Network (CARIN)
Egmont Group of Financial Intelligence Units
European Bank for Reconstruction and Development (EBRD)
European Central Bank (ECB)
Eurojust
Europol
Group of International Finance Centre Supervisors (GIFCS) [formerly the Offshore Group of Banking Supervisors — OGBS]
Inter-American Development Bank (IDB)
International Association of Insurance Supervisors (IAIS)
International Monetary Fund (IMF)
International Organisation of Securities Commissions (IOSCO)
Interpol
Interpol/Money Laundering[English]
Organization of American States / Inter-American Committee Against Terrorism (OAS/CICTE)
Organization of American States / Inter-American Drug Abuse Control Commission (OAS/CICAD)
Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD)
Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE)
United Nations —
United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC)
United Nations Counter-Terrorism Committee Executive Directorate (UNCTED)
The Analytical Support and Sanctions Monitoring Team pursuant to resolutions 1526(2004) and 2253(2015) concerning ISIL (Da’esh), Al-Qaida and the Taliban and associated individuals and entities
The Expert Group to the Security Council Committee established pursuant to resolution 1540 (2004)
Panel of Experts to the Security Council Committee established pursuant to resolution 1718 (2006)
Security Council Subsidiary Organs Branch
World Bank
World Customs Organization (WCO)

Что такое фатф

  1. Австралия;
  2. Австрия;
  3. Аргентина;
  4. Бельгия;
  5. Бразилия;
  6. Великобритания;
  7. Германия;
  8. Гонконг, Китай;
  9. Греция;
  10. Дания;
  11. Ирландия;
  12. Исландия;
  13. Испания;
  14. Италия;
  15. Канада;
  16. Люксембург;
  17. Мексика;
  18. Нидерланды;
  19. Новая Зеландия;
  20. Норвегия;
  21. Португалия;
  22. Российская Федерация (с 19 июня 2003 года);
  23. Сингапур;
  24. США;
  25. Турция;
  26. Финляндия;
  27. Франция;
  28. Швейцария;
  29. Швеция;
  30. ЮАР;
  31. Япония;
  32. Китай

В настоящее время государствами-наблюдателями ФАТФ являются Индия и Республика Корея

Деятельность

ФАТФ разработала в 1990 г. сорок рекомендаций по борьбе с отмыванием денежных средств, которые были пересмотрены в 1996г. и 2003г. с учётом развивающихся технологий отмывания доходов, и девять специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма в 2001 г., адаптированные к изменившейся политической ситуации в мире в октябре 2004г. Эти документы признаны в качестве международных стандартов по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма.

Летом 2000 года группа включила Россию в чёрный список стран, а 11 октября 2002 году исключила её из него.

Примечания

  1. Такой перевод названия организации и аббревиатура на русском языке закреплены ст.12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», см. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 29.10.1998г. № 164 – ФЗ // Собр. законодательства. – 2003. — № 50. – Ст. 4859.

Ссылки

  • Официальный сайт FATF
  • Годовой отчёт FATF, 2005—2006
  • A review of the FATF Principles — ‘The Global Standard’ from Rohanbedi.com
  • Training and seminars on FATF, etc interpretation, application, compliance and implementation from The Anti Money Laundering Network
  • Analysis and comparison of FATF / similar bodies provisions — for members of The Society of Anti Money Laundering Professionals.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «ФАТФ» в других словарях:

ФАТФ — Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания капиталов англ.: FATF, Financial action task force on money laundering ОЭСР http://www1.oecd.org/​fatf/​ англ., фин … Словарь сокращений и аббревиатур

Региональные группы по типу ФАТФ — (РГТФ) 8 структур, созданных по типу ФАТФ, целью которых является осуществление борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в соответствующих регионах. Борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма осуществляется путем… … Википедия

Черный список ФАТФ — – перечень стран, которые в недостаточной степени сотрудничают с ФАТФ – Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, отказываются от взаимодействия с этой организацией или поддерживают международный терроризм. При этом необходимо… … Банковская энциклопедия

Рекомендации ФАТФ — (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) для национальных законодательств – 40 основных рекомендаций, направленных на противодействие финансовым преступлениям. Впервые рекомендации были разработаны в 1990 году. В дальнейшем… … Банковская энциклопедия

Региональные группы по типу ФАТФ — – специализированные международные организации, созданные в регионах мира. На сегодняшний день существует восемь таких объединений: Азиатско Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег; Группа по борьбе с отмыванием денег в Восточной и… … Банковская энциклопедия

Специальные рекомендации ФАТФ — по борьбе с финансированием терроризма – девять рекомендаций, которые были разработаны в дополнение к 40 действующим после террористической атаки в США 11 сентября 2001 года. Задача специальных рекомендаций – создание основы для системы выявления … Банковская энциклопедия

Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма — (ЕАГ) региональная группа по типу ФАТФ, государствами участниками которой являются Беларусь, Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Статус наблюдателя в ЕАГ предоставлен 12 государствам и 17… … Википедия

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — (ФАТФ) (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering FATF)[1] межправительственная организация, котора … Википедия

Офшорная зона — (Offshore zone) Оффшорная зона это территория государства с низким налогообложением Определение офшорных зон, полный перечень зон с низким налогообложением и их роль в экономике Содержание >>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — (ФАТФ, The Financial Action Task Force, FATF) – межправительственная организация, в задачи которой входит выработка международных стандартов по противодействию легализации преступных доходов. Кроме того, ФАТФ занимается оценкой законодательства и … Банковская энциклопедия

FATF (ФАТФ)

Проблема «отмывания» преступных доходов на международном уровне приобрела особую актуальность в течение последнего десятилетия. Чувствуя угрозу своим национальным интересам и осознавая сложность выявления «отмытых» в международной финансовой системе денег, развитые государства пришли к выводу о необходимости выработки коллективных мер борьбы с этим злом. Следствием этого стало образование Группы разработки финансовых мер борьбы с «отмыванием» денег — ФАТФ (Financial Action Task Force on Money Laundering «FATF»), которая была учреждена «семеркой» ведущих индустриальных держав (США, Японией, Германией, Великобританией, Францией, Италией, Канадой) и Европейской комиссией во время Парижской встречи на высшем уровне в июле 1989 г. по инициативе Президента Франции.

В настоящее время организация объединяет 31 государство-участник, а также включает в себя Европейскую комиссию и Совет сотрудничества Персидского залива. Секретариат ФАТФ расположен в штаб-квартире ОЭСР в Париже. Однако сама организация является совершенно самостоятельной, а не подразделением ОЭСР. ФАТФ ведет «черный список» стран и территорий, не уделяющих должного внимания борьбе с «отмыванием» денег. С июня 2003 г. в ФАТФ входит и Россия. Ее представляет Комитет по финансовому мониторингу Российской Федерации в лице руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу В.А. Зубкова.

В задачи ФАТФ входит:

1) Выработка рекомендаций по борьбе с «отмыванием» денег.

В феврале 1990 г. ФАТФ впервые были разработаны и предложены на рассмотрение всех заинтересованных стран, в том числе с неразвитой финансовой системой, 40 Рекомендаций по борьбе с «отмыванием» денег. Этот документ включает в себя конкретные предложения по совершенствованию государствами-участниками своих законодательных систем и финансовых структур. Рекомендации направлены на повышение эффективности совместной борьбы государств с этим злом, а также на укрепление международного сотрудничества в этой области. Реагируя на серьезное изменение ситуации в мире после событий 11 сентября 2001 г. (теракты в США), ФАТФ на своем внеочередном пленарном заседании в Вашингтоне 29 — 30 октября 2001 г. приняла решение о расширении сферы своей деятельности в области предотвращения финансирования терроризма, а также о проведении в мировом масштабе мониторинга предпринимаемых действий в этом направлении. Были одобрены новые международные стандарты 8 Специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма и утвержден соответствующий План действий. В июне 2003 г. ФАТФ принимает новую доработанную редакцию 40 Рекомендаций. Важно отметить, что ФАТФ проводит исследования по выполнению своих рекомендаций. Составляемые по итогам этих мероприятий отчеты и доклады руководство организации направляет странам-участницам для передачи своим компетентным органам.

Читайте также:  Как выгодно купить квартиру

2) Проведение взаимных оценок в странах-участницах на предмет соответствия национальных законодательств и действующей практики в области борьбы с «отмыванием» денег рекомендациям ФАТФ.

3) Изучение ситуации в странах, которые активно используются международной организованной преступностью для «отмывания» преступных доходов. Дальнейшие взаимоотношения с такими государствами руководство ФАТФ планирует строить на основе так называемого «регионального подхода». Иначе говоря, планируется наладить сотрудничество между странами и группами стран, используемых для «отмывания» денег с организациями, борющимися с этим злом, создаваемыми по региональному признаку. ФАТФ способствовала формированию подобных организаций, в том числе Специальной группы финансового действия стран Карибского бассейна, Азиатско-Тихоокеанской группы по борьбе с «отмыванием» денег, Африканской группы по борьбе с «отмыванием» денег.

4) Организация и проведение на регулярной основе в различных странах мира конференций, симпозиумов и семинаров по финансовым, юридическим и законодательным проблемам.

5) Содействие созданию в различных странах мира подразделений финансовой разведки (ПФР). Они предназначены для выявления случаев злоумышленного использования в преступных целях финансовой системы различных стран и обеспечения соблюдения законодательства в области борьбы с финансовыми правонарушениями.

В июне 2000 г. ФАТФ впервые опубликовала «черный список» стран, не сотрудничающих в деле борьбы с «отмыванием» капиталов. Наряду с Российской Федерацией в него вошли Багамские острова, Каймановы острова, острова Кука, Доминика, Израиль, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Науру, Ниуэ, Панама, Филиппины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины и др.

Действующий сейчас (составлен в октябре 2005 г.) «черный список» стран и территорий, не сотрудничающих в борьбе с «отмыванием» денег выглядит следующим образом: Мунмар, Нигерия.

В случае отсутствия прогресса в решении вопросов, связанных с выполнением необходимых требований ФАТФ по внесению соответствующих изменений в законодательство и пересмотра политики в отношении борьбы с «отмыванием» капиталов, ФАТФ ставит вопрос о принятии экономических санкций в отношении указанных стран. Подобные санкции были введены в отношении Науру (2001 г.) и Украины (2002 г.).

2 )«Egmont» Group (Группа «Эгмонт»)

С подачи и под контролем ФАТФ во многих странах были созданы специализированные государственные структуры, занимающиеся борьбой с «отмыванием» денег. Они получили название «Подразделения финансовой разведки» (ПФР). С 1995 года ПФР стали работать вместе в неформальной организацией, известной как Группа «Эгмонт» (названной так по месту первой встречи во дворце Эгмонт-Аренберг в Брюсселе). Целью этой группы стало создание форума ПФР, который будет оказывать поддержку национальным программам по борьбе с отмыванием денег, в том числе по расширению обмена финансовой информацией, содействию развитию каналов связи с использованием новых технологий. ПФР ответственны за получение (и, в рамках закона, за затребование), анализ и передачу компетентным органам следующей финансовой информации:

— касающейся доходов, подозреваемых в криминальном происхождении;

— требуемой в соответствии с национальным законодательством для осуществления борьбы с отмыванием денег.

ФСФМ России был принят в Группу «Эгмонт» в июне 2002 г.

На данный момент Группа «Эгмонт» приближается к формализации своей структуры. По количеству участников это вторая организация после ООН (объединяет 84 страны, имеет представительства на всех континентах).

3) ЕАГ (Евразийская Группа)

Евразийская группа (ЕАГ) была создана по инициативе России. Учредительная конференция ЕАГ прошла в Москве 6 октября 2004 г. при участии президента ФАТФ Жана-Луи Форта. В настоящее время в группу входят шесть стран: Россия, Китай, Белоруссия, Таджикистан, Казахстан и Киргизия.

Руководящим органом ЕАГ является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) во главе с руководителем Виктором Зубковым. Новая организация работает по принципу существующей Международной группы по борьбе с отмыванием преступных доходов — ФАТФ.

4) OECD (ОЭСР)

ОЭСР — Международная организация экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Co-operation and Development — OECD) занимается вопросами экономического сотрудничества. В нее входит 30 государств, включая основные развитые страны. России среди членов ОЭСР нет.

Помимо прочего ОЭСР ведет список оффшорных зон, применяющих «некорректную налоговую конкуренцию». ОЭСР, как и ФАТФ, не имеет никаких полномочий на наложение санкций. Это остается компетенцией государств-участников. Однако ОЭСР может предлагать им свои рекомендации по внедрению таковых.

В 1998 г. вышел доклад ОЭСР «Вредоносная налоговая конкуренция», где были сформулированы как критерии для определения того, какая налоговая практика является «вредоносной», так и методы борьбы с ней. В докладе рассматривались в качестве вредоносных не только «налоговые убежища», но также и некоторые преференциальные (льготные) налоговые режимы, предоставляемые другими странами, в том числе членами ОЭСР. Люксембург и Швейцария отказались признать основные положения доклада.

Критерии определения «налогового убежища» со времени выхода доклада подверглись некоторому пересмотру (в сторону смягчения) и в настоящее время выглядят так:

— нулевое или номинальное налогообложение;

— строгая секретность и отсутствие эффективного обмена информацией (с налоговыми органами других стран);

— недостаточная прозрачность в действии закона и административных правил.

Также, по примеру ФАТФ, ОЭСР были выработаны Девятнадцать Рекомендаций ОЭСР. Они включают в себя три основные группы:

— рекомендации, касающиеся внутреннего законодательства:

— по введению в налоговую систему стран-участниц ОЭСР правил, ликвидирующих выгоды от использования оффшоров (в частности, законодательства о контролируемых иностранных компаниях),

— по облегчению доступа налоговых властей к банковской информации,

— по отчетности резидентов в отношении зарубежных операций и др.;

— рекомендации, касающиеся налоговых договоров стран-участниц ОЭСР по внесению в эти соглашения:

— положений по обмену информацией и взаимодействию налоговых органов,

— положений, исключающих использование договора оффшорными компаниями,

— положений об отказе от заключения договоров о налоговых убежищах и др.;

— рекомендации, касающиеся международного сотрудничества:

— создание постоянно действующего Форума по обмену сведениями о вредоносной налоговой конкуренции стран (форум существует в том числе для воплощения в жизнь рекомендаций ОЭСР, а также подготовки официального списка «налоговых убежищ»),

— воздействие на «налоговые убежища» через страны, имеющие с ними близкие связи,

— разработка принципов правильного налогового администрирования,

— организация взаимодействия со странами, не входящими в ОЭСР.

Из официального списка «налоговых убежищ» (стран, отказывающихся от сотрудничества с ОЭСР) по состоянию на август 2005 г. все страны были исключены.

5) OLAF (ОЛАФ)

Организационно ОЛАФ — это служебная инстанция Европейской комиссии, которая, тем не менее, обладает особым статусом, гарантирующим ей независимость. Генеральному директору ОЛАФ категорически запрещено принимать распоряжения от правительств любых стран или органов Комиссии, и он может позвонить в Европейский суд, если эта независимость покажется нарушенной.

Ежегодно ОЛАФ расследует сотни прецедентов незаконного использования и оборота денег. Контрабанда, фальшивые евро-монеты, злоупотребление финансовой помощью и целевыми госпособиями, обман в связи с уплатой НДС или мошенничество с его возвратом и пр. — рассмотрение всех этих дел входит в компетенцию ОЛАФ. ОЛАФ — организация, располагающая обширными правами расследований гражданско-правовых нарушений и может проводить проверки на предприятиях в государствах-участниках и некоторых третьих странах. При этом эта организация тесно взаимодействует с органами власти государств-участников. Сам ОЛАФ не может вести никаких судебных разбирательств в любом государстве-участнике. Если при расследовании станет очевидно, что есть необходимость в уголовно-правовом преследовании, то ОЛАФ должен передать соответствующие документы в компетентный национальный орган власти. Этот механизм в будущем может измениться: в настоящее время идут переговоры о создании европейской прокуратуры, которая сможет непосредственно преследовать нарушения финансовых интересов ЕС.

Также ОЛАФ выполняет финансирование обучения служащих и адвокатов государств-участников, которые борются с мошенниками в финансовой сфере. Существует даже Специальная программа обучения служащих, в том числе и по предотвращению и выявлению фальшивых купюр евро.

В компетенцию ОЛАФа также входит расследование нарушений в самих органах ЕС. При этом ОЛАФ принимает всевозможные меры, чтобы не допустить причастности должностных лиц ЕС к коррупции. Доля преступлений, совершенных в пределах одного государства, составляет в общем числе расследованных ОЛАФом случаев 10 %.

6) FinCEN (ФинСЕН)

FinCEN (Группа противодействия финансовым преступлениям) была создана в 1990 г. для противодействия «отмыванию» денег. В ее функции входит сбор и анализ предоставляемой банками и другими структурами информации, имеющей отношение к «отмыванию» средств, а также координация работы всех государственных органов в данном направлении. FinCEN публикует сведения о том, какие юрисдикции считаются подозрительными.

В настоящий момент «черный список» FinCEN (с изменениями от 18 ноября 2002 г.) включает следующие страны: Гренаду, Доминику, Египет, Мунмар, Науру, Нигерию, Острова Кука, Сент-Винсент и Гренадины, Украину, Филиппины.

7) OFAC (ОФАК)

OFAC (Управление контроля зарубежных активов) является подразделением Казначейства США. Эта организация, в соответствии с резолюциями ООН, вводит в действие международные экономические санкции в отношении страны-нарушителя, «замораживает» незаконные денежные активы, оказавшиеся под контролем на территории США.

В «черном списке» OFAC фигурируют страны, считающиеся террористическими, такие, как Куба, Иран, Ирак, Северная Корея и т.д. (так называемые «страны-изгои»», а также Либерия и Югославия. Стоит отметить, что OFAC применяет санкции не только в отношении государств, но и отдельных лиц и организаций.

|следующая лекция ==>
Тенденции развития налоговых систем развитых зарубежных стран|Теоретические аспекты осуществления налоговых реформ

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 1878 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию