Какие функции выполняет государственный кредит - Carmoneynv.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Какие функции выполняет государственный кредит

Сущность, функции и роль кредита. Функции государственного и международного кредита

  • 1. Какие функции выполняет кредит
    • 1.1 Перераспределительная функция кредита
    • 1.2 Эмиссионная функция кредита
    • 1.3 Контрольная функция кредита
  • 2. Функции международного кредита
  • 3. Функции государственного кредита

Сущность и функции кредита

Сущность и функции кредита являются неотъемлемыми понятиями, характеризующими частные, государственные и международные кредитные отношения.

Кредит – это займ, выраженный в денежном или товарном эквиваленте, предоставляемый на условиях обязательной возвратности, срочности и платности. Благодаря кредиту возникает возможность приобретения товара не за наличные деньги, а при помощи рассрочки платежа.

Как и во всех экономических категориях, функции кредита выражают его сущность, имеют объективный характер и показывают взаимодействие экономических субъектов с внешним окружением (международный кредит или государственный).

Какие функции выполняет кредит

Независимо от того, международный это или государственный займ, в экономике кредит выполняет функции:

  • перераспределения денежного капитала;
  • экономии нехватки денежной массы в обращении;
  • замещения наличных кредитными средствами;
  • ускорении концентрирования капитала;
  • стимулировании развития производственных сил.

Далее рассмотрим детально основные функции кредита, среди которых выделим перераспределительную, эмиссионную и контрольную.

Перераспределительная функция кредита

Перераспределительная функция кредита заключается в перемещении денежных ресурсов между субъектами экономической деятельности на возвратной основе. Благодаря перераспределению в сфере экономики появляется возможность перенаправить денежные средства из одних звеньев процесса воспроизводства в другие, что помогает ускорить расширение производства и оборот капиталовложений. Также свободные денежные средства путем кредитования направляются в ту сферу производства, на продукцию которого прогнозируется повышение спроса и, следовательно, увеличения прибыльности.

Эмиссионная функция кредита

Коммерческое кредитование способствует появлению (имитированию) новых денежных средств. Банки быстро реагируют на потребность в денежной эмиссии, поэтому оперативно наращивают платежную массу. Центральный банк и вся банковская система эмитируют деньги на кредитной основе. Процесс кредитования и рефинансирования банков Центральным банком определяет масштаб выпуска денежных средств в оборот, а погашение задолженности по полученным кредитам способствует изъятию денежной массы из оборота.

Контрольная функция кредита

Для обеспечения мониторинга за соблюдением принципов и условий кредитования субъектами кредитных соглашений выполняется контрольная функция кредита. Контрольная функция является стимулирующим инструментом, который оказывает административно-волевое влияние на контрагента. Таким образом благодаря данному виду мониторинга проверяется соблюдение условий кредитного договора, кредитоспособность заемщика, прогноз рисков перед выдачей кредита.

Функции международного кредита

Международный кредит – элемент макроэкономических отношений, связанных с движением ссудного капитала, основной целью которых является предоставление товарных и валютных ресурсов с условием обязательной возвратности, обеспеченности, срочности и уплаты процентных ставок.

Международный кредит имеет важные для экономики функции, суть которых заключается:

  • в снижении издержек обращения во время международных расчетов благодаря использованию кредитных средств (переводов, чеков, векселей) и ускорению обработки безналичных платежей;
  • перераспределении между государствами ссудного капитала, который обеспечивает потребности расширенного воспроизводства;
  • регулировании экономической деятельности;
  • ускорении централизации капитала за счет иностранного кредитования.

Функции государственного кредита

Функции государственного кредита заключаются в распределении, регулировании и контроле денежных ресурсов страны.

Распределение позволяет сформировать государственные централизованные денежные фонды, принципом действия которых является срочность, возвратность и возмездность. При помощи данной функции налоговая нагрузка на налогоплательщиков распределяется во времени более равномерно. Когда бюджет финансируется благодаря государственным займам, погашение кредита идет постепенно за счет регулярных поступлений денежных средств от налогоплательщиков.

Регулирующая функция помогает вести финансовую политику. Государство имеет влияние на денежное обращение, производственную деятельность и занятость населения, которые обеспечивают эффективность использования бюджетной ссуды.

Контрольная функция позволяет осуществлять мониторинг целевого использования средств, сроков их возврата и своевременности выплаты денежных средств по процентным ставкам.

1.2 Функции государственного кредита

Государственный кредит выполняет три функции: распределительную,

регулирующую и контрольную[2].

Через эту функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности.

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок.

В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Читайте также:  Как отказаться от кредитной карты сбербанка

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоко ликвидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996г.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

органически вплетается в контрольную функцию финансов, однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

1) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Таким образом, рассмотрев функции кредита, можно сделать вывод, что положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов через распределительную функцию, а контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов через контрольную функции.

Функции государственного кредита

Государственный кредит выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция. Через эту функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования, расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов, построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

Регулирующая функция: Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. кредитование рефинансирование долг

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоко ликвидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996 г.

Читайте также:  Револьверная карта хоум кредит что это

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

Контрольная функция: Она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

  • 1) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
  • 2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
  • 3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Таким образом, рассмотрев функции кредита, я могу сделать вывод, что положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов через распределительную функцию, а контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов через контрольную функции

Государственный кредит и его функции

Тема 6. Государственный кредит

И государственный долг

Государственный кредит и его функции

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В случаях, когда государство выступает как заемщик или кредитор, происходит изменение величины централизованных денежных фондов, при выдаче же гарантий это происходит не всегда.

Особенности государственного кредита:

1. Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящиеся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

2. На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера, тогда как заимствование средств на более низких уровнях часто имеют четко выраженную цель.

3. Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок.

Функции государственного кредита:

ü Распределительная функция позволяет осуществлять формирование централизованных денежных фондов или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов, покрытия бюджетного дефицита. Данная функция позволяет не повышать налоги при необходимости произвести крупные капитальные вложения, а взять займ. Уплата кредита и погашение процентов по задолженности осуществляется через равномерное налоговое бремя во времени. Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависти от их срока и процентов по кредиту, которые уплачивает заемщик. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение.

Рефинансированиегосударственного долга – это размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным.

ü Регулирующая функция государственного кредита – государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Регулирование денежного обращения:

1. Мобилизация денежных средств физических лиц (приводит к уменьшению платежеспособного спроса населения);

2. Использование мобилизованных денежных средств:

а) финансирование затрат на оплату труда (количество наличной денежной массы в обращении останется без изменения, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса); или

б) за счет кредита финансируются производственные затраты (абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении).

Операции по купле-продаже государственных бумаг или выдаче кредитов под их залог, проводимые ЦБ, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. Выступая в качестве заемщика на финансовом рынке, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита.

Чем выше спрос государства на заемные средства, тем выше уровень ссудного процента при прочих равных условиях и тем выгоднее для предпринимателей кредит, они сокращают инвестиции в производство и накапливают государственные ценные бумаги. Данный процесс не оказывает негативного влияния на производство, если в стране достаточно свободных капиталов. При полном их поглощении активность государства проявляется в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедляет темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства, поддерживая малый бизнес и экспортеров, путем предоставления кредитов или выступая гарантом.

ü Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов, при этом имеет специфические особенности:

а) данная функция тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

б) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

в) осуществляется не только финансовыми структурами, но кредитными институтами.

Читайте также:  Где взять в кредит наличными

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процента.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

государственный кредит стоимость валовой

Сущность кредита как экономической категории проявляется в его функциях, раскрытие которых позволяет установить связь данной категории с системой экономических отношений. Потеря кредитом своих функций фактически означает исчезновение самой этой экономической категории. Государственный кредит как финансовая категория выполняет:

Эти функции кредита тесно связаны между собой, определяя в своей совокупности определенную экономическую роль кредитных отношений. Экономическая роль кредита заключается в перераспределении стоимости на основе платности, срочности, обеспечения и возврата.

1. Распределительная функция.

Посредством распределительной функции государственного кредита осуществляются формирование и использование централизованных денежных фондов государства на принципах возвратности, срочности и платности, обеспечивается дополнительный приток финансовых ресурсов. Выступая в качестве кредитополучателя, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Государственный кредит является основным источником финансирования бюджетного дефицита.[3, с. 260]

В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.

Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета — более эффективное и разумное средство по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег). Объясняется это тем, что спрос на денежные ресурсы перемещается от юридических и физических лиц к правительственным структурам, но совокупный спрос на деньги и их количество в обращении не меняются. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, из обращения изымается избыточная денежная масса.

Положительное значение государственного кредита для экономики состоит также в более равномерном распределении налогов во времени. Дело в том, что долгосрочные государственные займы представляют собой форму привлечения денежных средств будущих поколений для финансирования современных потребностей. Такой подход оправдан в финансировании создания крупных производственных объектов, путей сообщения, долговременных объектов инфраструктуры. Благодаря государственному кредиту удается избежать увеличения налоговой нагрузки на нынешнее поколение. Дополнительные доходные источники государству потребуются, когда наступят сроки погашения займов и уплаты процентов по ним. Однако будущие поколения не ощутят усиления налоговой нагрузки, если будет обеспечено производительное вложение мобилизованных с помощью государственного кредита финансовых ресурсов. Вновь введенные объекты начнут приносить прибыль, и государству не придется вводить новые налоги и другие обязательные платежи или увеличивать действующие.

Иное дело, если средства, мобилизованные с помощью государственных займов, направляются на финансирование военных расходов, выплату заработной платы, пенсий, иных текущих расходов — т.е. на непроизводительное использование. В этом случае перед будущими поколениями встанет дилемма: вводить новые налоги и ужесточать механизм действующих платежей либо выпускать новые займы, чтобы рассчитаться по старым долгам.

Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Тяжесть налогового бремени, обусловленного государственными займами, зависит от их сроков и доходности для инвесторов. Длительные сроки заимствования средств государством и невысокий уровень дохода по государственным займам оказывают меньшее давление на налоговую нагрузку, и наоборот, краткосрочные займы со сравнительно высокой доходностью для инвесторов уменьшают финансовые возможности государства по снижению налогов. Кроме того, сокращение сроков заимствования способствует увеличению стоимости обслуживания дефицита государственного бюджета. В целом рост государственного долга обусловливает рост налоговых поступлений, направляемых на его погашение.

2. Регулирующая функция.

Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство снижает платёжеспособный спрос.

Выступая на финансовом рынке в качестве заёмщика, государство увеличивает спрос на заёмные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. До определённого момента этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счёт позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. Государственный кредит оказывает регулирующее воздействие на объём производства и занятость, которое проявляется в следующем:

а) в поддержке среднего и малого бизнеса при их кредитовании коммерческими банками под государственные гарантии. Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

б) кредитование экспорта отечественных товаров;

в) выдаче кредитов другим государствам и зарубежным фирмам с условием закупки товаров у отечественных производителей или закупки товаров национального производства за счет государственных займов и др.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счёт бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определённых районов или необходимых направлений экономики.

3. Контрольная функция.

Данная функция связана с деятельностью государства по формированию и управлению централизованным фондом денежных средств. Государственный кредит в этой функции связывает в одно целое финансовые структуры и кредитные инструменты, которые контролируют целевое использование средств, сроки их возврата, своевременность уплаты процентов.[3, с.260]

Таким образом, можно выделить ряд признаков, характеризующих контрольную функцию:

· государственный кредит тесно связан с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

· государственный кредит охватывает двухстороннее движение стоимости, то есть предполагает возвратность предоставляемых в кредит средств.

· контроль осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Существует отличие в выполнении контрольной функции кредита со стороны кредитора и со стороны заемщика. Кредитор имеет возможность осуществлять контроль как за объектом кредита (одолженные стоимости), так и за деятельностью заемщика. Заемщик не имеет возможности контролировать деятельность кредитора, он осуществляет контроль лишь за движением одолженной стоимости (т.е. контролирует лишь объект кредитных отношений).

В заключение отметим, что благодаря реализации своих функций, кредитные отношения активно влияют на процессы воспроизводства и накопления капитала как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях.

Ссылка на основную публикацию